ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ

Косторезное искусство из цевки, кости мамонта, бивня моржа и т.д. — древнее занятие людей, пользующееся и сегодня спросом. История развития косторезного искусства уходит в древние времена. Центры развития по кости широко представлены в России: Холмогоры, Архангельск, Якутск, Тобольск — география обширная. В музее Словцова И.Я. выставка работ мастеров Тюменской области «БЕЛОЕ НА ЧЁРНОМ», весьма скромная, но радует глаз.

Искусство резьбы по кости — древнейший вид деятельности в декоративно — прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.

В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости. Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название — Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров — косторезов в эпоху средневековья. В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.

Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима , Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.   Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.

Беседа
Жизнь в тундре
На охоте
Работы Андрея Шараборина из Якутии с Дельфийских игр в Тюмени 2016 года

Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.

В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т. п.

Слоновая кость, благовония и муслин – самые легендарные индийские товары в древности. Издавна Индия торговала костью и изделиями из нее с Европой. Обработка слоновой кости была распространена практически на всей территории Индии, в каждом районе наблюдались свои стилевые и тематические особенности. Для резьбы Дели и Бенгалии характерны модели процессий слонов, шкатулки, обложки книг. В Керале и Карнатаке традиционны изображения богинь, миниатюрные резные святилища. Раджастан известен изготовлением облицовки для мебели. Индийские миниатюры на костяных пластинах, которыми украшали мебель, шкатулки, напоминают кружева тончайшей работы.

Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России – Петербурга – сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.

Прощание с журавлями
Поймать оленя

 

На охоту с лайкой
Хозяйка юрты

На выставке представлены работы известных  региональных мастеров-косторезов: В.П.Обрядовой, К.Т. Пескова, В.С.Синицких, И.С.Терехова, А.Г.Ананьева, Г.А.Хазова, М.В. Тимергазеева, Г.Г.Кривошеина.

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта. Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ КОСТИ

Мастера используют разные способы обработки кости:

— рельефную и ажурную резьбу, гравировку.

Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости.

Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

В XVIII веке мода на костяные бытовые изделия — гребни, шахматы, шкатулки, табакерки, чарки, туалетные коробочки, деревянные ларцы-теремки, оклеенные костяными пластинками, часто окрашенные в коричневый, жёлтый или оранжевый цвет, — способствовал расцвету искусства холмогорской резьбы по кости.

Изделия украшались гравировкой и ажурной резьбой «на проём» (под неё подкладывалась цветная фольга или слюда, что усиливало декоративность).

Косторезное мастерство в скульптуре
Гонки
Нужна только победа
Плывём, идём, едем…

РЕЗЬБА РУСОВ

Русские люди, особенно коренные народы Севера, с древности славились умением вырезать из кос­ти животных диковинные вещи. Сначала из них создавали необходимые орудия труда и предметы быта. Затем обработка кости превратилось в искусство. Русский косторезный промысел был настолько самобытным, что иностранные путешественники, проезжавшие по территории нашей страны, прозвали его «резьбой русов». А в эпоху Петра I искусные резчики по кости зарабатывали больше, чем ювелиры.                      В современной России косторезный промысел распространен главным образом в северных регионах: Архангельской облас­ти (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецком автономном округе (ямальская резная кость), Якутии и Чукотке (чукотская резная кость), а также в Тобольске (тобольская резная кость).

Но есть известные мастера и в средней полосе — например, в Нижегородской области и в Подмосковье. Существует даже школа магаданских резчиков, которая возникла на базе местной фабрики резьбы по кос­ти и рогу в 1965 году. Колымских мастеров не сковывают ни традиции, ни каноны старых мастеров, и в этом есть свои преимущества.

Краткая история известного сибирского ъудожника-костореза, творившего в Тобольске Минсалима Велиахметовича Тимергазеева.

Один из главных центров косторезного искусства в России Тобольская фабрика художест­венных косторезных изделий в 2020 году отметила свое 90‑летие. Это единственное в нашей стране косторезное предприятие, которое входит в официальный перечень народных художественных промыслов.

С 1967-го по 1981 год на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий трудится известный сибирский художник-косторез Минсалим Валиахметович Тимергазеев. Сегодня он встречает гостей в собственной мастерской. По иронии судьбы, эта мастерская находится на месте, где когда‑то располагался детский дом для татарских детей, в котором воспитывался мальчик по имени Минсалим, что в переводе с татарского означает «пожелание счастья и здоровья». После выпус­ка из детдома юноша отправился во взрослую жизнь, где надо было самому зарабатывать на хлеб. Так и попал подмастерьем на местную косторезную фабрику.

1991 году Минсалим основал собственную художественно-промышленную артель. Сейчас в его мастерской трудятся его супруга и трое сыновей.

Несмотря на развитие современных технологий, резьба по кости — это кропотливая ручная работа. Алгоритм создания изделия состоит из нескольких этапов. Сначала создается эскиз изделия (лишь такие самородки, как Минсалим, работают без эскиза — с чистого лис­та). Затем мастер выбирает материал, из которого будет вырезать изделие. Кость распиливают, отрезают и обрабатывают.

После этого начинается долгий процесс выпиливания фигурки из кости при помощи… стоматологических бормашин. Вырезанную фигурку отбеливают и полируют. Все этапы производства осуществляются вручную, как правило, одним человеком. Исключение порой составляет распиловка кости мамонта, которая может весить несколько десятков килограммов.

Но самый главный секрет в создании изделия из кости — это дар мастера вложить в свою работу нечто нематериальное, что смогут потом почувствовать люди. Каж­дая работа Минсалима — это воплощение мифов, сказок, легенд. «Мои работы — это мои детские сны», — признается он.

Фофанова Н.Д.  «Весна»
Жизнь в тундре
Северные мотивы

 

ГДЕ ДОБЫВАЮТ КОСТИ МАМОНТОВ?

Что касается останков мамонтов, то их продолжают находить и в наше время. На сайте Тобольской косторезной фабрики отмечено, что предприятие закупает бивень мамонта, клык моржа, рог лося, а также кости скелетов древних животных. Для оценки материала необходимо прислать фотографии общего вида, фото куска с двух торцов, а также указать размеры — длину, диаметр.

При этом кости, найденные в пределах Тюменской области, не подходят для создания качественных сувениров. Основная добыча этого материала происходит на территории Якутии, где находится около 80 % мировых запасов ископаемой мамонтовой кости. По данным регионального министерства промышленности и геологии, ежегодно в республике находят более 100 тонн бивней мамонта примерной стоимостью 600 млн рублей. Потенциал добычи мамонтового бивня в Якутии оценивается примерно в 500 тыс. тонн, общая стоимость — более 1 трлн рублей.

При этом вопрос сбора и реализации мамонтовой кости законодательно не урегулирован, большинство искателей работают нелегально. В результате ежегодно за пределы Якутии (в основном в Китай) контрабандным путем вывозится около 60 тонн бивней мамонта.

Чтобы отрегулировать рынок добычи и сбыта останков древних животных, в 2021 году в Якутии был принят законопроект о внесении изменений в закон «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом — ископаемыми остатками мамонтовой фауны». Как этот закон сработает на практике, покажет время.

Как бы то ни было, сегодня косторезному народному промыслу, как, впрочем, и любому другому, выживать сложно. Требуется не только финансовая и законодательная поддержка, но также информационная. Пока же популяризаторы сосредотачивают свои усилия в основном там, где о косторезном искусстве и так все знают. К примеру, этим летом в Тобольске состоялся первый Всероссийский фестиваль косторезного искусства, собравший более ста мастеров из 16 регионов России. А вот, к примеру, петербуржцы на образцы исконно русского косторезного промысла ходят смотреть преимущественно в музеи, а не в сувенирные магазины, ассортимент которых не отличается разнообразием.

Источники:

1   https://bonecarving.ru/istoriya-zarozhdeniya-rezbyi-po-kosti.html

2   https://artyukhovy.livejournal.com/4173.html

3   Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07.09.2022 под заголовком «Ремесло до мозга костей». https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/rezba-rusov-kak-razvivaetsya-kostoreznoe-iskusstvo-v-rossii/

Ожидание
Ядне В.Ф.  «Охотник»
Работы Тимергазеева М.В.
Работы Тимергазеева М.В.
Тимергазеев М.В. «Рыбная земля»
Знакомые жители тундры

 

 

 

 

Оставить комментарий