Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ… «МЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ ШУСТЕР» 2019 г
24 октября 2019 года в музее им. И.Я. Словцова откылась выставка архивной фотографии «Местный фотограф Шустер, 1892–1917 гг.». Она посвящена памяти фотографа рубежа конца 19 и первой трети 20 вв. Иосифа Савельевича Шустера с восхищением и благодарностью ему за то, что он сохранил для нас картины ушедшего времени.
В газетах его называли неутомимым и вездесущим, поскольку, где бы ни происходило значимое событие, тут же оказывался и Шустер со своим фотоаппаратом. Почти в каждой такой статье имелась фраза: «Снимки события сделаны одним из местных фотографов И. Шустером»
В рамках своей деятельности фотографу доводилось иметь дело с известными личностями, такими как Дмитрий Менделеев, Григорий Распутин, Николай II, Сципион Боргезе, Андрей Текутьев…
Работы фотомастера хранятся ныне в музеях Тюмени, Тобольска, Омска, Ишима, Ялуторовска, Сургута, Ханты-Мансийска, Талицы, Кургана, Березово, Ирбита, Тары, Иркутска, Каргополья, Шадринска, Режа, Чердыни… Немало их и в семейных архивах коренных жителей нашего края.
Каждое такое фото сегодня – артефакт, окно в давно ушедший мир, за дымкою лет кажущийся ныне романтическим, наивным и прекрасным. Время, замершее в хрустале объектива старого фотоаппарата, по ту сторону которого стоял он, «вездесущий и неутомимый» местный фотограф Шустер.
Портрет — это всегда двойной образ: образ художника и образ модели (в нашем случае фотографа и клиента). В те времена, фотограф обязательно подписывал свою работу, и, тем самым нёс именную ответственность за каждый снимок. Клиент плохого не возьмёт, а это значит, что мастер должен разговорить пришедшего, понять, что ему нужно и как его наиболее выгодно представить. Так рождался фотопортрет, а не просто фотокарточка.
К фотографированию готовились обстоятельно, ведь фотография — событие важное: договаривались с мастером о времени, тщательно подбирали наряды, уже на месте определялись — на каком фоне, в какой позе терпеливо замереть, в ожидании заветного щелчка. Фотография в те времена — шаг в вечность или, по крайней мере, на долгую память.
В семейных архивах тоболяков и тюменцев сохранились фото их родных, когда-то снявшихся у фотомастеров того времени. Немало их было сделано в фотоателье Иосифа Шустера. Мужчины на них, как правило, солидны и серьёзны, женщины — романтичны и загадочны. И такие спокойные лица! Они и не догадываются, какие потрясения, войны и революции готовим им жестокое XX столетие
Изобретение фотографии стало возможным благодаря объединению нескольких открытий, сделанных задолго до этого. Древнекитайский философ Мо-цзы ещё в V веке до нашей эры описал действие камеры-обскуры[8]. Позднее, в IV и V веках, греческие математики Аристотель и Евклид независимо друг от друга описали аналогичное устройство. Художники начали использовать это приспособление для создания перспективных картин уже в средние века, а среди художников эпохи Ренессанса камера-обскура была широко известна под названием «тёмная комната». В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, Шульце случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Этот эксперимент дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.
Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления[10]. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии (фр. Héliographie)[9].лишком контрастное изображение почти без полутонов и мелких деталей[11].
14 декабря 1829 года Ньепс заключил нотариальный договор о дальнейшей совместной работе с создателем первой диорамы Луи Дагером, проводившим собственные опыты в области закрепления изображения[12]. Некоторое время изобретатели вели свои работы параллельно, однако успех был достигнут Дагером уже после смерти партнёра. В 1839 году он опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал «дагеротипия» и 14 июня 1839 года передал в общественное достояние в обмен на пожизненную пенсию[14].
Завершающей инновацией стала возможность использования в качестве подложки целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году[19]. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотоплёнка с желатиносеребряной эмульсией, доминирующая в аналоговой фотографии до сегодняшнего дня.
Цветная и цифровая фотография сегодняшнего дня удобна для тех, кто не занимается профессиональной фотографией, позволяет обходиться без химических реактивов и сохраняет изображения на современных носителях информации. Из Википедии.
Тем интереснее выставка «МЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ ШУСТЕР». 15 июля 1892 года было получено разрешение на открытие фотосалона в городе Тобольске по улице Архангельской, д.22. В 1907 году Иосиф Шустер с семьёй переехала в Тюмень и открыла салон Художественной фотографии по улице Царской, д.26. Фотографии тех времён были делом событийным для жителей. Тем интереснее вглядываться в лица запечатлённых людей.
Представлены и фотокамеры тех времён. Так что посмотреть есть что.