Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ… «МЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ ШУСТЕР» 2019 г

Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ… «МЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ ШУСТЕР» 2019 г

24 октября 2019 года в музее им. И.Я. Словцова откылась выставка архивной фотографии «Местный фотограф Шустер, 1892–1917 гг.». Она посвящена памяти фотографа рубежа конца 19 и первой трети 20 вв. Иосифа Савельевича Шустера с восхищением и благодарностью ему за то, что он сохранил для нас картины ушедшего времени.

В газетах его называли неутомимым и вездесущим, поскольку, где бы ни происходило значимое событие, тут же оказывался и Шустер со своим фотоаппаратом. Почти в каждой такой статье имелась фраза: «Снимки события сделаны одним из местных фотографов И. Шустером»

В рамках своей деятельности фотографу доводилось иметь дело с известными личностями, такими как Дмитрий Менделеев, Григорий Распутин, Николай II, Сципион Боргезе, Андрей Текутьев…

Работы фотомастера хранятся ныне в музеях Тюмени, Тобольска, Омска, Ишима, Ялуторовска, Сургута, Ханты-Мансийска, Талицы, Кургана, Березово, Ирбита, Тары, Иркутска, Каргополья, Шадринска, Режа, Чердыни… Немало их и в семейных архивах коренных жителей нашего края.

Каждое такое фото сегодня – артефакт, окно в давно ушедший мир, за дымкою лет кажущийся ныне романтическим, наивным и прекрасным. Время, замершее в хрустале объектива старого фотоаппарата, по ту сторону которого стоял он, «вездесущий и неутомимый» местный фотограф Шустер.

Портрет — это всегда  двойной образ: образ художника и образ модели (в нашем случае фотографа и клиента). В те времена, фотограф обязательно подписывал свою работу, и, тем самым нёс именную ответственность за каждый снимок. Клиент плохого не возьмёт, а это значит, что мастер должен разговорить пришедшего, понять, что ему нужно и как его наиболее выгодно представить. Так рождался фотопортрет, а не просто фотокарточка.

К фотографированию готовились обстоятельно, ведь фотография — событие важное: договаривались с мастером о времени, тщательно подбирали наряды, уже на месте определялись — на каком фоне, в какой позе терпеливо замереть, в ожидании заветного  щелчка. Фотография в те времена — шаг в вечность или, по крайней мере, на долгую память.

 В семейных архивах  тоболяков  и тюменцев сохранились фото их родных, когда-то снявшихся у фотомастеров того времени. Немало их было сделано в фотоателье Иосифа Шустера. Мужчины на них, как правило, солидны и серьёзны, женщины — романтичны и загадочны. И такие спокойные  лица! Они и не догадываются, какие потрясения, войны и революции готовим им жестокое XX столетие

Открытие фотосалона в Тобольске состоялось
Салон художественной фотографии Шустера

Изобретение фотографии стало возможным благодаря объединению нескольких открытий, сделанных задолго до этого. Древнекитайский философ Мо-цзы ещё в V веке до нашей эры описал действие камеры-обскуры[8]. Позднее, в IV и V веках, греческие математики Аристотель и Евклид независимо друг от друга описали аналогичное устройство. Художники начали использовать это приспособление для создания перспективных картин уже в средние века, а среди художников эпохи Ренессанса камера-обскура была широко известна под названием «тёмная комната». В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, Шульце случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Этот эксперимент дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.
Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления[10]. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии (фр. Héliographie)[9].лишком контрастное изображение почти без полутонов и мелких деталей[11].
14 декабря 1829 года Ньепс заключил нотариальный договор о дальнейшей совместной работе с создателем первой диорамы Луи Дагером, проводившим собственные опыты в области закрепления изображения[12]. Некоторое время изобретатели вели свои работы параллельно, однако успех был достигнут Дагером уже после смерти партнёра. В 1839 году он опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал «дагеротипия» и 14 июня 1839 года передал в общественное достояние в обмен на пожизненную пенсию[14].

Из коллекции фотокамер
Из коллекции фотокамер
Из коллекции фотокамер

Завершающей инновацией стала возможность использования в качестве подложки целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году[19]. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотоплёнка с желатиносеребряной эмульсией, доминирующая в аналоговой фотографии до сегодняшнего дня.
Цветная и цифровая фотография сегодняшнего дня удобна для тех, кто не занимается профессиональной фотографией, позволяет обходиться без химических реактивов и сохраняет изображения на современных носителях информации. Из Википедии.
Тем интереснее выставка «МЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ ШУСТЕР». 15 июля 1892 года было получено разрешение на открытие фотосалона в городе Тобольске по улице Архангельской, д.22. В 1907 году Иосиф Шустер с семьёй переехала в Тюмень и открыла салон Художественной фотографии по улице Царской, д.26. Фотографии тех времён были делом событийным для жителей. Тем интереснее вглядываться в лица запечатлённых людей.
Представлены и фотокамеры тех времён. Так что посмотреть есть что.

Фото на память
На долгую память
Фото на память
У Иосифа Шустера большой наградной список
Коренные северяне
Фото на память в национальной одежде (у якутов, ненцев — малица. Традиционная мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика, пояса и шапки. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехов внутрь. К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. В холодную погоду поверх малицы надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носиться без пояса). Сайт: Арктический многоязычный портал    https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/10/традиционная одежда ненцев

 

Тобольск, нижняя часть города
Больница в Сургуте
Тюмень, ул. Царская (нынче ул. Республика)

 

 

Оставить комментарий