ШКОЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ — ВЕСЁЛЫЕ ОТГАДКИ

Предлагаю вашему вниманию книгу Натальи Владимировны Ивановой
ШКОЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ — ВЕСЁЛЫЕ ОТГАДКИ
Серия «Здравствуй, школа». Ростов-на Дону, Феникс, 2013.

ВСТУПЛЕНИЕ
Вот загадок пёстрый мир
Для ребят из школы.
Есть в нём лакмус и Пальмир,
Сказки и глаголы,
Есть каникулы, предлоги,
Жидкость, хлорофилл и клей…
И с загадками уроки
Сразу станут веселей!

Часть I НА УРОКЕ
1. Загадки про школьные принадлежности

В руке отличника я очень быстро таю,
А к двоечнику я попасть мечтаю,
Ведь у него я весь урок останусь цел.
Узнал меня? Я хрупкий школьный…(мел).

Я гордилась весь урок,
Ведь и вдоль, и поперёк
Исчертил меня мелок
Лучшего ученика:
Я же — школьная … (доска)!

Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Положим мы себе на парту
Географическую … (карту).

Очень хочется гулять,
Только — вот морока!-
Сочинение писать
Надо для урока.
Солнышко вдруг просияло
И ушло за тучку.
Я достану из пенала
Гелевую… (ручку).

Пишут буковки с наклоном
Паша, Лиза и Алёна,
На косые строчки глядя,
На столе у них — … (тетради).

В сентябре кленовый лист
Покраснел, как будто мак.
Школьник, школьник, ты турист?
За спиной твоей…(рюкзак).

Всё на карте укажу:
Полюс, тундру и Аляску.
Я с учителем дружу.
Угадали? Я -… (указка).

Тот, кто в первый класс идёт,
В рюкзаке его несёт.
Для Никит, Серёж и Варь
Нужен новенький … (букварь).

Затупился карандаш
У Серёж, Марин и Даш?
Это вовсе не беда!
Помогу я им всегда!
Я остра как нож и пилка,
Потому что я… (точилка).

Я теперь совсем большой,
Новый ранец за спиной,
Я — прилежный ученик,
В ранце у меня … (дневник).

На урок звени звонок,
Не забудь тетрадь и карту!
В школьный класс беги, дружок,
И скорей садись за … (парту).

Углы рисую и квадратики
Я на уроке математики,
И понимает каждый школьник:
— Мне очень нужен … (треугольник).

Линию прямую, ну-ка,
Провести сумей-ка!
Это сложная наука!
Здесь нужна… (линейка).

Для карандашей и ручек
Этот домик самый лучший.
Школьник, ты его узнал?
Он — вместительный … (пенал).

Часть I НА УРОКЕ
2. Загадки про школьные отметки

Не учил уроки Коля,
Целый день гонял в футбол!
И поэтому он в школе
Получил оценку… (кол).

На плечах твоих не репа,
Это, братец, голова!
И поэтому нелепо
Получить оценку … (два).

Это средняя отметка.
На лентяев посмотри —
В дневниках у них нередко
Мы встречаем цифру … (три).

Эта цифра симпатична
В нашем школьном мире,
Хороша, хоть не отлична.
— Получи … (четыре).

Если будешь ты стараться
И усердно заниматься,
На уроках получать
Станешь лишь оценку … (пять).

Часть I НА УРОКЕ
3 Физкультурные загадки

Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам … (гимнастика).

Соберём команду в школе
И найдём большое поле.
Пробиваем угловой —
Забиваем головой.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы … (футбол).

Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота — через сетку.
И площадка, а не поле,
У спортсменов в … (волейболе).

Очень трудно жарким летом
Побеждать его атлетам,
Много долгих километров
Одолеть быстрее ветра.
Путь нелёгок, назван он
Древним словом … (марафон).

В этом спорте игроки
Все ловки и высоки,
Любят в мячик поиграть
И в кольцо его загнать.
Мячик звонко бьёт об пол,
Значит, это … (баскетбол).

Я смотрю — у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестрёнку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие …(гири).

Две дощечки на ногах
И две палочки в руках.
Если мы дощечки смажем —
Снежный экстра-класс покажем!
Зимние рекорды ближе
Тем. кто очень любит…(лыжи).

на Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя … (олимпиада).

Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть мы зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной —
Увлекательный … (хоккей).

И мальчишки и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные … (коньки).

Часть I НА УРОКЕ
4. Рисование в загадках

Он бывает очень острым
И рисует ярко, пёстро,
Грифилёк со всех сторон
Древесиной окружён.
Это друг надёжный ваш
И художник — … (карандаш).

Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку — поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий, тоненький …(фломастер).

Познакомимся: я — краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А ещё — картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная … (гуашь).

Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Все картинки и поделки
Очень ярко я раскрашу:
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой … (кистью).

Нанесёт она узор
Очень трепетный и нежный:
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель — Всё раскрасит… (акварель).

Вы простым карандашом
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить всё потом,
Пригодится … (ластик).

На асфальте детвора
Нарисует нам с утра
Солнце, облако, машину,
Птичку, рыбку, Буратино,
Домик, бабочку, цветок.
Рисовать помог… (мелок).

Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня — … (палитры).

Вдруг на нём в конце урока
Появились волны, море,
Пять медуз, два осьминога,
Лодка в голубом просторе.
А с утра был бел и чист
Ваш «мольберт» — альбомный … (лист).

Вы меня перелистали,
Как в музее побывали:
Космос на одной странице,
На другой странице — дом,
На последней — хвост жар-птицы,
А всё вместе я — … (альбом).

Часть I НА УРОКЕ
ТРУД В ЗАГАДКАХ

Я салфетки вышиваю,
Яркую подушку,
Нитку за собой таскаю,
Вдев в стальное ушко,
Штопаю твою футболку:
Я же — швейная … (иголка).

Мы работаем вдвоём,
Иногда — и впятером.
Вяжем варежки и шапки,
Шарфов целые охапки,
Свитера и рукавицы.
Мы — старательные … (спицы)!

В рукоделье пригодится,
Мастерицам очень рад,
Дружат с ним сестрёнки-спицы
И крючок, их младший брат.
Катится, как Колобок,
Мягкий шерстяной … (клубок).

На труде я не скучала,
Я цветочки вырезала, Разноцветные снежинки,
Птичек, звёздочки, картинки.
Я — почти художница,
Помогли мне … (ножницы).

Я — предмет, для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей,
Я — липучий вязкий… (клей).

Вылепить весь мир готов:
Дом, собаку, двух котов,
Чёрно-белого пингвина,
Самолет, Луну, машину.
Мастерю я не из глины —
Я леплю из … (пластилина).

Сделать аппликацию
Надо постараться мне.
И фонарики на ёлку,
Для гирлянды флаги
Вырезаю из картона
И цветной… (бумаги)!

Вот округлая головка,
А под ней стальной пруток.
По головке лупит ловко
Друг-приятель — молоток.
На труде он частый гость —
Тонкий, прочный, острый…(гвоздь).

Я скажу, не хвастая —
Очень я зубастая!
Видишь домик из фанерки?
У него есть окна, дверки.
Сделать домик помогла
Я — проворная… (пила).

Будто дятел на полянке,
Я по дереву стучу,
Гвоздик бью по круглой шляпке,
Доски, стены колочу.
Полочку прибить помог
Я — усердный… (молоток).

Часть I НА УРОКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

Ой, на нём не сосчитать
Чёрно-белых клавиш!
А научишься играть —
Ты себя прославишь.
Отнесись к нему серьёзно —
Скоро станешь виртуозным. (Пианино, рояль, фортепиано)

Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он её ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
Он в игре не новичок! (Альт)

Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она — любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень». (Балалайка)

Шестиструнку — чужестранку,
Романтичную испанку —
Этот звонкий инструмент,
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)

Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают,
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)

Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)

Заливается трёхрядка,
И народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха —
Есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки
Под неё поют частушки. (Гармонь, гармошка)

Эти чёрные значки
Не случайные крючки.
На линеечках стоят
И мелодию хранят.
Музыкальный алфавит
Не привычен нам на вид. (Ноты, нотки)

Расскажу тебе, дружок —
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный мелодичный звук.
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент. (Дудочка, флейта, свирель, духовой инструмент)

Он для скрипки старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин. (Контрабас)

Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я — духовой
И, бывает — полковой. (Валторна)

Инструментов много в нём:
Манят струнные смычком,
Это — флейты, а соседи —
Группа труб из красной меди.
Есть в нём группа из альтов,
Арфы перебор —
К выступленью он готов,
Браво, дирижёр! (Оркестр)

В нём так много голосов:
Баритонов и басов,
Восемь теноров, сопрано.
Вместе слаженно поют,
Путешествуют по странам
И гастроли там дают. (Хор)

В этом маленьком оркестре
Лишь четыре музыканта:
Каждый музыкант — маэстро,
Все — великие таланты.
Мне скажи, не утаив,
Как зовётся коллектив? (Квартет)

Как волшебник, он взмахнёт
Палочкою тонкой —
И гобой, труба, фагот
Отзовутся звонко.
Скрипки нежно запоют,
Он — талантливый маэстро,
Управляет он оркестром. (Дирижёр)

Часть I НА УРОКЕ
ЗАГАДКИ ПРО ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК

Без морковок нынче Кролик,
У него морковок … (нолик)

Смело к зеркалу подходит
Младший брат мой Константин,
Быстро к выводу приходит:
«Носик у меня …(один)!»

Под грибком сидит Лягушка,
Прибежала к ней Норушка:
«Я промокла под дождём!»
«Залезай под шляпку, ква!»
И теперь под тем грибком
Сколько постояльцев? … (Два)

Жили вместе кот и кошка,
Был у них котёнок Прошка.
Ты на кисок посмотри.
Сколько же всего их?… (Три)

Заяц, птичка и квакушка
Жили дружно на опушке.
Раз решили все втроём:
Мышку в теремок возьмём!
Посчитайте, всех в квартире
Сколько жителей? … (Четыре)

Вот на травке две наседки,
И вороны три — на ветке.
Вам не трудно сосчитать,
Сколько вместе птиц? Их … (пять).

Пять братишек было дома,
К ним пришёл Егор, знакомый.
Сможем всех мы перечесть
И сказать: «Мальчишек… (шесть)».

Есть шесть ластиков у Насти,
Я ещё даю ей ластик.
И теперь, понятно всем,
Ластиков у Насти … (семь).

Семь синичек у балкона,
Прилетела к ним ворона.
Посчитать ребят попросим,
Сколько птиц всего? Их … (восемь)!

Восемь чашечек из глины
Вылепить смогла Галина.
Петя смог одну лишь сделать
Сколько вышло чашек?… (Девять)

Девять маленьких совят
В дождь в дупле своём сидят.
К ним ещё один влетел —
Он погреться захотел.
И теперь уже совяток
Стало в том дупле… (десяток).

Часть I НА УРОКЕ                                                                                                                                                                     АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

У меня есть две игрушки.
Подарю одну Ванюшке.
День рождения у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня? (Одна)

У Серёжи карандашик,
И ещё один — у Даши.
Сколько же у малышей
На двоих карандашей? (Два)

У меня есть две конфетки,
Дам одну сестрёнке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало
Даже больше, чем сначала! (Три)

Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трёх кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек
У моей сестрёнки Ксюши? (Четыре)

За окном сидели птички:
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
«Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?» (Пять)

У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал ещё тетрадку Наде.
Сколько у неё тетрадей? (Шесть)

Cёстры — белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним ещё одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле? (Семь)

Пять мальчишек было в классе,
В класс вошёл ещё и Вася,
А потом Илья и Миша,
Сколько же теперь мальчишек? (Восемь)

Пластилин лежит в коробке.
Лепят все ребята.
Получилось три коровки,
Мишка, пять зайчаток.
Сколько же у малышей
Пластилиновых зверей? (Девять)

На подносе два банана,
Угостим одним Степана.
А второй дадим Павлуше,
Паша тоже любит кушать.
У ребят смышлёных спросим:
Что осталось на подносе? (Ноль бананов, ничего не осталось)

Часть I НА УРОКЕ
9. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Сколько книжек у ребяток,
Сколько у Алёши пяток.
Принесла ребятам Галя
Мячик, книжку, мишек.
Вы, ребята посчитали,
Сколько стало книжек? (Три)

Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Коль нашли мы шесть носков? (Четверо)

Сколько я держу шаров,
Сколько в радуге цветов.
Синий шарик улетел —
Ближе к небу захотел!
Шар ещё один, зелёный
Был проколот веткой клёна.
Хлопнул, лопнул, был таков!
И спросила Света:
«Сколько у тебя шаров
И какого цвета?» (Пять шаров: красный, оранжевый, жёлтый, голубой, фиолетовый)

Три карандаша у Даши,
Меньше — у братишки Саши.
Саша поделился с Мишей,
Детвора рисует дом.
Сколько мы у всех детишек
Карандашиков найдём? ( У Даши три, у Саши один, у Миши один. Всего пять карандашей)

Мне километр идти до школы,
Возьму с собой друзей весёлых.
Пойдём мы в школу впятером,
Кокой мы вместе путь пройдём? (Километр)

У собаки семь щенков,
Все залезли в будку к маме.
Сколько в будочке хвостов?
Посчитайте, дети, сами! (Восемь)

К трём лягушкам у болота
Прибежали два енота.
Важно прискакала жаба
И пришла наседка Ряба.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных? (Четверо)

Я к реке иду из дома,
А навстречу — сто знакомых.
Вдруг один из ста ребят,
Тот, что был с сачком в руке,
Повернуть решил назад.
Сколько нас идёт к реке? (Двое)

Света принесла из школы
Три пятёрки за глаголы,
За предлоги — тройку,
А за суффикс — двойку.
Сколько в дневнике у Светы
Положительных отметок? (Четыре)

В нашей группе есть Антоша,
Нина, Коля и Алёша,
Витя, Ира, Вова, Маша,
Соня, Кира и Наташа,
Две Марины, Света, Миша.
Сколько же всего детишек? (Пятнадцать)

Часть I НА УРОКЕ
10. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ. Отгадайте персонажа, литературное произведение и автора

На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетради кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло… (Буратино)
(«Золотой ключик или приключения Буратино» Алексей Николаевич Толстой)

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это — доктор… (Айболит)
(«Доктор Айболит» Корней Иванович Чуковский)

Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик… (оловянный).(«Стойкий оловянный солдатик». Ганс Христиан Андерсен)

Возмутился птичий двор:
«Вон чужой птенец идёт!
Пусть уходит за забор
Незадачливый урод!»
Не цыплёнком, не гусёнком,
Был бедняга… (лебедёнком).
(«Гадкий Утёнок», Ганс Христиан Андерсен)

Добродушен, мягок, мил,
Подарил его нам Милн.
А по-русски Заходер
Говорить его учил.
Ну-ка, скажем вместе вслух:
Этот мишка — … (Винни-Пух)
(«Винни-Пух и все-все-все» Алан Милн. Борис Заходер)

Хвостик у него крючком,
Ру и Кенге он знаком,
Винни-Пуху он дружок —
Поросёнок … (Пятачок).
(«Винни-Пух и все-все-все» Алан Милн. Борис Заходер)

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он- герой весёлой книжки,
За спиной его — пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый … (Карлсон)
(«Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен)

Мог он быть почти горою,
Мог- не больше лилипутов.
Имя этого героя
Мне скажи, не перепутав.
Почему «менял размер»
Знаменитый … (Гулливер)?
(Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»)

«Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех елее?» —
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица… (Белоснежка)».
(«Белоснежка и семь гномов». Братья Гримм)

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила…
Но туфелька ей подошла!
К ней счастье явилось как солнышко!
А звали красавицу… (Золушка).
(«Золушка», или Хрустальная туфелька». Шарль Перро)

Часть I НА УРОКЕ
11. ЗАГАДКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Отвечаю без руда
На вопросы «ЧТО?» и «КТО?».
ЧТО? — планета, ЧТО? -звезда,
ЧТО? башмак, пиджак, пальто.
КТО? Незнайка, Чиполлино,
Чебурашка, Буратино.
ЧТО? Окно и рама,
Что? Перчатки, шляпа.
Кто? Детишки, мама,
Брат сестра и папа.
(Существительное)

ПРЕвращаем дар в Удар,
ИЗменяем жар в ПОжар.
ПРИставляемся всегда
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его а новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно ПЕРЕчесть!
Твёрдо помните, друзья —
В языке без нас нельзя!
(Приставки)

НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу,
Там — подземный переход.
ОТ дороги — кот идёт.
У дороги — поворот,
НАД дорогой — облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам в рассказе О дороге
Очень помогли… (предлоги).

Кот ЧТО ДЕЛАЕТ? Бежит.
Чиж ЧТО ДЕЛАЕТ? Летит.
Кит ЧТО ДЕЛАЕТ? Плывёт
Уж ЧТО ДЕЛАЕТ? Ползёт.
ЧТО я СДЕЛАЛ в этот вечер?
Сел учиться я за стол
Подружился с частью речи
Под названием… (глагол).

Подружись, дружок со мною
И спроси: КАКОЙ? КАКОЕ?
ЧЕЙ? КАКИЕ и КАКАЯ?
Я ответить помогаю:
Склон КАКОЙ? Высокий.
Пруд КАКОЙ? Глубокий.
Солнышко КАКОЕ?
Яркое, большое.
ЧЬЯ нора? Звериная.
Уши ЧЬИ? Ослиные.
Тот, кто был внимательным
Дружит с … (прилагательным)!

Ключ большой, а МЕНЬШЕ ключик
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ , чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны!
(Сравнительная степень прилагательного)

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он — ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ.
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова —
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА —
Скажут обязательно!
(Краткие прилагательные)

СКОЛЬКО школьников? ИХ ШЕСТЬ.
Всех мы можем перечесть.
ПЕРВЫЙ, и ВТОРОЙ, и ТРЕТИЙ —
Это Катя, Саша, Петя,
А потом ЧЕТВЁРТЫЙ, ПЯТЫЙ —
Это Вика с младшим братом.
А ШЕСТОЙ — их друг Виталий.
Вот мы всех и посчитали.
Мы ещё раз повторим:
СКОЛЬКО же? ОДИН, ДВА, ТРИ.
А КАКОЙ ПО СЧЁТУ, дети?
ПЕРВЫЙ, и ВТОРОЙ, и ТРЕТИЙ!
(Числительные)

КАК? ПРАВИЛЬНО, КРАСИВО
Писать всегда должны вы.
КАК вы учились? ЧЕСТНО.
Старались целый вечер.
И вам теперь известно
О новой части речи.
Урок не зря вчера прошёл —
КАК? ПЛОХО или ХОРОШО —
Часть речи нам ответит (с названием…). (Наречие)

Здесь необычная страна:
В НЕЙ ОН, ОНИ, ОНО, ОНА
царят в НЕЙ МОЙ, МОЁ, МОИ,
ИХ, НАШЕ, ВАШЕ и ТВОИ.
В НЕЙ НЕЧТО есть, а есть и ЧТО.
Есть НЕКТО, а с НИМ рядом — КТО.
У НАС огромная семья,А главный в НЕЙ, конечно , Я! (Местоимения)

Мы войдём в лесную чащу —
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки.
Еж ИСПУГАННЫЙ И РОБКИЙ.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие)

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? —
Вопросы наши главные.
ВЗДЫХАЯ и ПОБЕГАВ,
Ответишь не откладывая.
Мы уточняем действие,
И примем в нём участие,
ИГРАЯ, ПУТЕШЕСТВУЯ —
Все мы… (деепричастия).

Часть I НА УРОКЕ
12. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Здесь среди полярных льдин
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна… (Антарктида)

Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в… (Австралии)

Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы —
Их знает целый мир.
Здесь реки: Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас… (Евразии).

Раскалена от жара
Пустынная Сахара,
Зато среди саванны —
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой… (Африке).

Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус,
Поможет славный школьный… (глобус).

Если вглубь материка
Он забрёл из океана,
Значит, будут облака,
А порой и ураганы.
К нам с дождём приходит он,
Влажный ветреный… (циклон).

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли… (меридианы).

Старший среди них — экватор,
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это?.. (Параллели)

Позади аэродром,
Мы летим часа четыре,
Видим тундру под крылом,
А потом — леса Сибири.
Там зимой метёт пурга.
Этот хвойный лес … (тайга).

Там всегда бывает лето —
В сентябре, апреле.
И длинней окружность эта
Прочих параллелей.
Хором скажут все ребят :
«Эта линия — … (экватор)!»

Часть I НА УРОКЕ
13. ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (и загадки на игру слов)

Я порой бываю скрытным.
Электрическим, магнитным
Или гравитационным.
У меня — свои законы.
А ещё я есть в футболе,
Я — загадочное… (поле).

На пол падают предметы —
Вот и чашечка разбита,
Солнце держит все планеты
На космических орбитах.
Суть подобного движенья —
Это сила…( притяженья).

Победитель автогонок
Знает физики законы.
Он машину лихо водит,
Полон ловкости, отваги.
А в движение приводит
Все машины сила… (тяги).

Очень трудно сдвинуть с места
Стол, кровать, комод и кресло.
Если лыжи мы не смажем,
Мы рекордов не покажем.
Тормозит движение
Сразу сила… (трения).

Он знаком уже ребятам,
Маленький подвижный атом.
Можешь ты не быть учёным,
Но узнать тебе пора —
В атоме все электроны
Движутся вокруг… (ядра).

Не меняет форму тело
Сохраняя свой объём.
если на поло полетело,
То его мы подберём.
Гвоздь, монета ли , пила —
Это… (твёрдые тела).

Не имеет тело формы,
Занимает весь объём
Очень быстро и проворно,
Заполняет место в нём.
Объяснит любой из вас
То, что это тело — …(газ).

Превращает в воду лёд,
Олово — в «живые» капли.
При нагреве он идёт,
И знаком он вам, не так ли?
Рассказал без лени я
Про процесс… (плавления).

Может делать всё на свете:
Он бежит — и лампа светит,
Раскаляет печки, плиты
И влияет на магниты,
Согревает кипяток
Чародей электро… (ток).

Ток приходит в провода,
Нагревает их всегда.
Электрон в пути готов
Тормозить своё движенье.
Знаем мы — у проводов
Есть всегда … (сопротивленье).

Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит,
Грамотный народ поймёт —
Элемент сей… (углерод).

В кислоту я помещал
Замечательный металл
И металл стал растворяться,
От обиды звякнув: «Дзыньк!»
Догадались сразу, братцы,
Что же это? Это — … (цинк).

Часть I НА УРОКЕ
14. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (и загадки на игру слов)

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь,
На а мел в низ, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти едкие … (кислоты).

Я раствор тот изучал:
Лакмус в нём синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нём … (щелочная).

Этот газ горит красиво,
И способен он на взрывы.
Это самый лёгкий газ,
Но не шутка он для нас.
Должен понимать народ,
Как опасен … (водород).

В чём горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (кислорода).

Вам скажу на всякий случай —
Эту смесь зовут гремучей.
Лёгкий газ в ней — водород,
Тяжелее — кислород.
И родится без труда
Из реакции… (вода).

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живёт
Важный элемент … (азот).

Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен.
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ… (неон, аргон, ксенон, криптон).

Из инертных — легче всех
Этот мирный газ.
Шарики взлетают вверх,
Удивляют нас.
Накачать мы в них сумели
Лёгкий газ, инертный… (гелий).

Часть I НА УРОКЕ
15. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Вот это — древняя картина:
В лесах там мамонты гуляют,
Лохматый человек с дубиной
Из кремня искры высекает,
Его жильём была пещера,
Давным-давно, до … (нашей эры).

Он в Европе обитал
Сорок тысяч лет назад.
Он не знал ещё металл,
Был приземист, грубоват.
Мы пещерного скитальца
Назовём … (неандертальцем).

Медной вазочки осколок,
Медный молот и бокал
При раскопках археолог
В древнем слое разыскал.
И воскликнул он победно:
-Век в селенье этом — … (медный).

Человек умелым стал —
Начал выплавлять металл,
Он руду сумел добыть,
Первобытный человек,
Смог железо получить —
Насупил… (железный век).

Знаем их как чудо света,
Им уже пять тысяч лет.
Обойди хоть всю планету,
Но чудес похожих нет.
Чудо это назови ты —
Не сады Семирамиды,
А в Египте … (пирамиды).

Эту чудо-теорему
В нашем веке знаем все мы
Если в прошлое вернёмся,
С автором её столкнёмся.
Жил в Элладе, среди гор
Знаменитый… (Пифагор).

Как называется, друг мой,
На исторической прямой
Существенный отрезок времени
Между античностью
И Возрождением?
Глядят на нас издалека
Седые … (средние века).

Живопись, театр, скульптура,
Музыка, архитектура
Расцвели в эпоху эту.
Мы гордимся Старым Светом
И черпаем вдохновенье
Мы в эпохе … (Возрожденья).

Этот бой опишет Пушкин:
Петр Первый а коне.
Всюду ядра, порох, пушки.
И горит земля в огне.
Твёрдо знаем мы с тобой —
Это был… (Полтавский бой).

Когда хотел Наполеон
Россию покорить,
В селенье том задумал он
Противника разбить.
Суровым было поле боя.
Там шли враги на нас стеною.
И Лермонтов воспел давно
Сраженье то — …(Бородино).

Часть I НА УРОКЕ
16. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (и загадки на игру слов)

Он съедобен у моркови
И бывает в каждом слове.
У петрушки — ароматный,
У деревьев он — с корой,
А в примерах он квадратный
И кубический порой.
Коль в смекалке ты проворен,
Ты узнаешь, это… (корень).

Я расту, бывает — вьюсь,
Прямо к солнышку тянусь.
У деревьев очень крепкий
Можно делать даже мебель.
Травянистый я у репки.
Часть растенья, длинный … (стебель).

Белый я — в твоей тетрадке,
А зелёный я — на грядке,
На дубках и на берёзке.
А у кактуса я — острый,
У капусты — шелковист.
Часть растенья, тонкий … (лист).

Красный мягкий у томата,
У арбуза — полосатый,
Семена во мне живут,
Выхода на волю ждут.
Зрею я из года в год,
Часть растенья, сочный … (плод).

Знай, у большинства цветов:
Незабудок, ноготков,
У подснежников весенних,
Розы, лилии, сирени,
Колокольчика, кувшинки —
Есть и пестик, и … (тычинки).

Вы его всегда ищите
В южном полушарии.
Есть он в Африке — учтите!
Водится в Австралии.
А король полярных льдин —
Антарктический … (пингвин).

С ними лучше нед дружи,
Бойся их — гадюки!
Но, бывают и ужи —
Можно брать их в руки.
Ползать и шипеть умет,
Многочисленные… (змеи).

Стелется среди каменей,
В тундре выживает,
Без побегов и корней
Он произрастает.
А в пустыне бы засох
Этот невысокий … (мох).

Есть он в стеблях и траве,
В хвое есть он и в листве,
В молодых побегах клёна.
Цвет его всегда зелёный.
Большинству растений мил
Очень важный … (хлорофилл).

Змеи, ящерки, лягушки,
Сыроежки на опушке,
Птицы, рыбы, мыши, дети,
Листья, почки с веток —
Всё живое на планете
Состоит из … (клеток).

Часть 2
НА ЭКЗАМЕНЕ

Эти загадки вынесены в экзамен, потому что сложнее, не подразумевается ответ в рифму, некоторые из них — повторение пройденного в предыдущих загадках.

17. ЭКЗАМЕН ПО ГЕОГРАФИИ

Он всегда приходит с моря,
Ураган приносит вскоре.
Он пришёл — и, значит, ждём
Ветра с ливнем и дождём!
(Циклон)

Помоги у карты другу,
Подскажи ему ответ,
Где совсем нет больше юга?
Ну а севера где нет?
Очень холодно там жить,
Где такое может быть?
(На полюсах Земли)

Где на севере теплее,
А на юге — холоднее?
(В южном полушарии)

День полярный наступает
За полярной ночью…
Где полгода ночь бывает —
Отвечайте точно!
(За полярным кругом)

Позади аэродром,
Мы летим часа четыре,
И всё время под крылом
Хвойные леса Сибири.
(Тайга)

Глобус сетью покрывают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах. (Меридианы).

Этим линиям,ребята,
Параллелен сам экватор,
Землю с севера до юга
Опоясывают кругом. (Параллели)

Часть 2
НА ЭКЗАМЕНЕ
Эти загадки вынесены в экзамен, потому что сложнее, не подразумевается ответ в рифму, некоторые из них — повторение пройденного в предыдущих загадках.18. ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕЯ сегодня не грустил —
Шар воздушный запустил.
Объясни, какая сила
Шарик к небу уносила?
(Выталкивающая сила воздуха)На плите сковорода
Сразу накаляется.
Жаль, что в чайнике вода
Долго согревается.
Объясните, почему?
Сам никак я не пойму!
(У воды теплопроводность ниже, чем у металла, а теплоёмкость выше)

Почему замёрзший лёд
По воде всегда плывёт?
(Плотность льда меньше, чем плотность воды)

Вьются в воздухе пылинки,
Пляшут, словно балеринки.
В чём причина и верченья,
Хаотичного движенья?
(Это броуновское движение, их толкают молекулы газа)

Тонут в ванне две гантели,
Но всплывает пенопласт.
Почему — понять сумели?
Кто ответ подробный даст?
(Плотность металла гантелей больше плотности воды, а плотность пенопласта — меньше)

Вот и выключен мотор.
Почему же до сих пор
Движется вперёд машина?
Объясните мне причину!
(По инерции)

Не имеет тело формы,
Занимает весь объём
Очень быстро и проворно.
Кок его мы назовём?
(Газ)

Принимает форму чашки,
Чайника, бутылки, фляжки,
Не меняя свой объём.
Школьник, ты же с ней знаком!
(Жидкость)

Часть 2   НА ЭКЗАМЕНЕ
Эти загадки вынесены в экзамен, потому что сложнее, не подразумевается ответ в рифму, некоторые из них — повторение пройденного в предыдущих загадках.

19. ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ

В кислоту я брошу цинк.
Звякнет он с обидой: «Дзыньк!» —
Вытеснять начнёт тотчас
Из раствора лёгкий газ.
Рвётся газ из кислоты.
Что за газ — ответишь ты.
(Водород)

Развалился, зашипел
В кислоте учебный мел.
А раствор запузырился.
Что за газ в нём появился?
(Углекислый газ)

Юный химик не скучал —
Йод на кухне изучал
Брал крахмал на полке где-то,
Йодом важно поливал.
Мне скажи, какого цвета
Стал закрашенный крахмал?
(Синего цвета)

Разлагать я буду воду,
Дам свободу кислороду.
Было шесть молекул водных.
Сколько станет кислородных?
(Три молекулы кислорода)

Опущу я прямо в воду
С проводками электроды.
Если цепь потом замкнётся,
То какой процесс начнётся?
(Электролиз)

Загадаю не металл:
Может быть он бел и красен.
Красный в спичках ты встречал.
Белый — ядовит, опасен,
Светится в кромешной тьме.
Это что? Скажите мне!
(Фосфор)

Это фосфора сестрица —
С ним соседствует в таблице,
Как и он, бывает в спичках.
Подожжёте — загорится!
Вы её не поджигайте,
А загадку отгадайте.
(Сера)

Часть 2   НА ЭКЗАМЕНЕ

20. ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ

Был в музее младший брат.
И узнал дошкольник Петя,
Сколько тысяч лет назад
Жили мамонты на свете.
Всё мне братец рассказал.
Что за сроки он назвал?
(Около полутора миллионов лет назад)

Мы помним, древние веками
Обтачивали твёрдый камень.
Как это время называют?
Что вслед на ним перечисляют?
(Каменный век, медно-каменный век, медный век, бронзовый век, железный век)

Только это чудо света
Сохранилось с тех времён,
Пирамиды — чудо это,
Их построил фараон.
Вы, конечно же, ребята,
Точно помните все даты,
Дайте мне скорей ответ:
Сколько пирамидам лет?
(От 4 до 5 тыс. лет)

Спрошу у грамотных ребят:
В каком столетьи жил Сократ
(В пятом веке до нашей эры)

Когда Колумб Америку
Далёкую открыл?
Когда к чужому берегу
Впервые он приплыл?
(В 1492 году)

Когда и на какой земле
Жил знаменитый Галилей?
(1564-1642гг., в Италии)

Вопрос о Дмитрии Донском:
Когда, в сражении каком
Он иноземцев победил,
Талант военный проявил?
(Куликовская битва, 1380г.)

«Ура! Мы ломим; гнутся шведы», —
Напишет Пушкин про победу.
Скажи, когда же мы «ломили»
И в битве шведов победили?
(Полтавская битва, 1709г.)

«Вам не видать таких сражений!» —
Поэт напишет в восхищеньи.
Что за сражение, ребята?
Мне назовите эту дату.
(Бородинская битва, 1812г.)

Часть 2   НА ЭКЗАМЕНЕ

21. ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ

Это солнечный процесс,
Занят им и луг, и лес.
Превращающая газ и воду
Под лучами в углеводы.
(Фотосинтез)

Могут жить они везде —
То на суше, то в воде.
Без воды совсем, друзья,
Оставаться им нельзя!
(Земноводные)

Стелется среди камней,
В тундре выживает.
Без побегов и корней
Он произрастает.
(Мох)

Не бывает он зелёным,
А растёт под дубом, клёном.
Пищу сам не добывает —
Из растений получает!
(Гриб)

Дайте только свет и воду,
Углекислый газ —
Сложный синтез углеводов
Мы начнём сейчас.
Это только мы умеем,
Фотосинтезом владеем.
(Зелёные растения)

Этим организмам нужно
Жить с растениями дружно.
Сами эти существа
Не умеют вещества
Получать с лучами света.
Мне скажите, кто же это?
(Животные)
(Более полный ответ — животные, грибы, бактерии, паразитические растения)

Часть 3  НА КАНИКУЛАХ

22. ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

Солнцу тёплому не верьте —
Впереди морозы.
В золотистой круговерти
Вьётся лист берёзы.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
(Осень)

Мы в каникулы гуляем
И гербарий собираем.
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и берёзки
Разноцветный, яркий, броский.
Назови без промедленья
То природное явленье.
(Листопад)

Хоть каникулы у нас,
По домам сидит весь класс.
Что-то льётся за окном
И стучит по нашим стёклам.
Мокрый сад и мокрый дом,
Школа тоже вся промокла.
(Осенний дождь)

Отдых только у ребят,
Но не у лесных зверят.
Белочка в дупло без спешки
Прячет жёлуди, орешки,
Мышка тоже не зевает,
Норку плотно набивает.
Это склад, а не нора —
Зёрен выросла гора!
Что же делают зверята?
Угадайте-ка ребята!
(Запасы на зиму)

В ноябре деревья голы,
Мокнут садики и школы.
Рядом с капелькой — дождинкой
Вьётся белая пушинка,
Мимо окон пролетает,
А потом в траве растает.
(Первый снег, снег с дождём)

Осенью пока тепло,
Но на лужице — стекло.
Ведь холодной ночью звёздной
Наша лужица подмёрзла,
Сразу стала интересней:
На стекло ступи — и треснет!
(Первый лёд)

Сотни птиц, собравшись в стаи,
Днём осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
Птицы, вы куда спешите?
Нашим детям расскажите!
(На юг)

Ты в каникулы гуляй,
Но смотри, — не промокай!
Дождь прошёл — оставил их,
Средних, маленьких, больших.
В октябре и ноябре
Их так много во дворе!
(Лужи)

Часть 3  НА КАНИКУЛАХ

23. ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

Первоклассник, старшеклассник —
Каждый любит этот праздник.
Любит ёлку наряжать,
Класс и школу украшать.
И в костюме маскарадном
Дедушку Мороза ждать.
(Новый год)

Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима, зимушка).

Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня — как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.
(Льдинка)

Он сковал большую реку,
Гладкий, ровный — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лёд)

Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда.
Как моя сестрица Льдинка,
Я — замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная!
(Снежинка)

По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.
(Иней)

Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю — и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой старший брат,
Мне всегда бывает рад.
(Метель, пурга, вьюга, буран)

Все в каникулы зимой
Любят поиграть со мной.
За ночь быстро наметаю
Я над кочкою сугроб.
А когда весной растаю,
Начинается потоп.
(Снег)

Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись!
(Сосульки)

Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице,
Льдом сковал и пруд, и речку,
А кота загнал на печку.
(Мороз)

Часть 3   НА КАНИКУЛАХ

24. ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратится с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу.
(Весна)

Тает-тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
(Половодье, паводок)

Он растёт, красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лёд растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок.
(Подснежник)

За окном звенит она,
Нам поёт: «Пришла весна! —
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки»
Слышно с крыши: «Шлёп-шлёп-шлёп» —
Это маленький потоп.
(Капель)

Мы в каникулы, весной,
Часто видимся с тобой.
Пробиваюсь я к апрелю —
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковёр,
Поле, луг и школьный двор.
(Трава)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял
И вернулись наши стаи!
(Перелётные птицы)

Парк как будто бы покрыт
Облаком зелёным.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клёны.
Что на веточках раскрылось
И к апрелю распустилось?
(Листва, почки)

По весне бывают ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зелёных
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберём из них букеты.
Что же это, что же это?
(Цветы)

Часть 3    НА КАНИКУЛАХ

25. ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой.
Земляничку в кузовке
И купание в реке.
(Лето)

После дождика в жару,
Мы их ищем у тропинок,
На опушке и в бору,
Посреди лесных травинок.
Эти шляпки, эти ножки
Так и просятся в лукошки.
(Грибы)

Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом.
И, спасаясь от меня,
В речке вьётся малышня.
А зверюшки в эти дни
Укрываются в тени.
(Жара, зной)

Я уверен, что ребята
Слышали мои раскаты.
Ведь они всегда бывают,
Если молния сверкает.
Для неё я лучший друг,
Очень грозный гулкий звук.
(Гром)

Был с утра звенящий зной,
Только скрылся солнца луч.
Дождь пошёл косой стеной
Из огромных чёрных туч.
Небо мрачно потемнело,
Засверкало, загремело.
(Гроза)

Летний дождь прошёл с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце —
Семицветная дуга
Заслонила облака!
(Радуга)

Посмотрите, каковы —
Летом созреваем,
Из кустарников, травы
Головой киваем.
Объеденье-шарики,
Яркие фонарики
(Ягоды)

Я сверкаю тут и там
В небе грозовом.
А за мною по пятам
Поспевает Гром.
Для меня он младший брат,
А другой наш братец — Град .
(Молния)

Посмотрите, с неба летом
Полетели льдинки!
Освежили белым цветом
Травку и тропинки.
Туча чёрная пришла,
Эти льдинки принесла.
(Град)

Ой, в июне снегопад!
Хлопья белые летят!
С веточек они слетают,
Но на солнышке не тают.
Это вовсе не снежок.
Ты узнал его, дружок?
(Тополиный пух)

Часть 4   НА ПРАЗДНИКЕ

26. ЗАГАДКИ ПРО ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

За окном поёт метель,
Дома — праздничная ель.
На стекле ажурный иней
Всех узором дразнит.
Вечер зимний, вечер синий
Нам приносит праздник.
(Новый год)

Я сегодня не проказник,
Потому что мамин праздник.
Подарю я ей букет,
Мне уже двенадцать лет!
И прибраться мне не лень.
Угадайте, что за день?
Он приходит каждый год.
За собой весу ведёт.
(8 марта, Международный Женский день)

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая Весна
Дарит нам тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Все узнали этот день?
(9 мая. День победы)

Первокласснику семь лет,
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята!
(1 сентября. День знаний)

О защитниках страны
Помнить мы всегда должны.
Воинов поздравим мы
В этот день в конце зимы.
(День защитника Отечества. 23 февраля)

Ты запомни дату эту.
Первым облетел планету
Наш российский парень,
Космонавт Гагарин.
Был обычный день апреля,
Встретила Земля весну,
А конструкторы смотрели
С замираньем в вышину.
(День космонавтики, 12 апреля)

Есть для всей страны закон,
Основной и главный.
День, когда он утверждён —
Это праздник славный.
Он известен детворе,
И бывает в декабре.
(12 декабря, День Конституции)

День осенний, и прошли
Демонстрации колонны,
Над столицей пронесли
Разноцветные знамёна.
В ноябре тот день бывает,
Он к единству призывает.
(4 ноября, День народного единства)

Хоть пока ещё вы юны,
Знайте славные дела,
Помните, что к вам в июне
Демократия пришла!
Радостно цвела сирень.
Назовите этот день.
(12 июня. День России)

Часть 4  НА ПРАЗДНИКЕ

27. ЗАГАДКИ-ПРЯТКИ.
В этих загадках спрятаны четыре времени года и разные природные явления. Найдите их!

На лугу среди травы
Очень много синевы.
ПоЛЕ ТОже всё в цветах —
Незабудках, васильках. (Лето)

Скользко на дорогах —
ТормоЗИ, МАшинка!
Двор в больших сугробах,
На стекле — снежинка. (Зима)

Лишь только солнышко пригрело,
Как всё вокруг зазеленело.
Смотри, отВЕСНАя скала —
И та под солнцем зацвела! (Весна)

Дождь за окошком, промозгло и мрачно.
Лето прошлО, СЕНЬ деревьев прозрачна.
Пёстрые листья трепещут взлетая.
Грустные птицы сбиваются в стаи. (Осень)

Дело к веСНЕ, Где-то капает с крыши.
Солнышко в марте теплее и выше,
Лучик спустился, как тёплая нить.
Что он в сугробах сумел растопить? (Снег)

На сВЕТЕ Разный он бывает —
Порой он в поле завывает.
В жару он веет еле-еле,
В морозы кружится в метели. (Ветер)

Во дворе была иГРА, Детки забивали гол.
А теперь домой пора, потому что он пошел,
Твёрдый, крупный, ледяной,
Во дворе повис стеной. (Град)

Самолёт, огромный ТУ, МАНит в небо, в высоту.
Но пока сидим и ждём…
Что же к нам пришло с дождём?
Затянуло «молоком» город, луг, аэродром? (Туман)

ПоДОЖДИ-КА, мокрый гость —
Схоронится косолапый,
Под деревья встанет лось —
Вот тогда начнись и капай! (Дождь)

С утРА ДУГА висит у пруда,
Считать цвета на ней я буду.
Их оказалось ровно семь.
Что за дуга — понятно всем. (Радуга)

Часть 4  НА ПРАЗДНИКЕ28. ШАРАДЫ

Родные люди в этом слове,
У них порой похожий вид.
Отыщем цифру в первом слоге,
Вторым закончим алфавит. (Семь-я)

Когда в начале буква «М» (эм),
Полезен я, душист и сладок.
А с «Л»(эл) невкусен я совсем,
Прозрачен, холоден и гладок. (Мёд, лёд)

Я инструмент для плотницкой работы,
Приятель молотка и топора.
Мой первый слог — он и предлог, и нота,
А два других — настольная игра. (ДО-лото)

Её соседи — кабачок,
Капуста, репка и петрушка.
Местоименье — первый слог,
Второй подскажет нам Лягушка. (Ты-ква)

Он на эскимо похож,
У реки его найдёшь,
Там шумит он на ветру.
Слоги поменяй местами —
Грызуном растенье станет,
Быстро спрячется в нору. (Ка-мышь, мышь-ка)

Подскажут гирьки первый слог,
А вслед за ним идёт предлог.
Всё вместе — это время года,
В нём просыпается природа. (Вес-на)

Вместе с Киской брат живёт,
Называется он…
Прочитай-ка это слово
Просто задом наперёд.
И узнаешь ты, дружок:
В проводах опасен … (Кот, ток)

Часть 5 КЕМ Я СТАНУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

29. ПРОФЕССИИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

Дам я клятву Гиппократа
И войду к больным в палату,
Стану людям помогать,
От болезней исцелять. (Врач, доктор)

Буду так же, как и папа,
Я в салон входить по трапу,
А потом идти в кабину,
В небо поднимать махину.
Буду направлять в полёт
Серебристый самолёт. (Лётчик, пилот)

Вот я с техникой знаком,
И склонился над станком,
Весело взметнулась стружка…
Я смогу, прищурив глаза,
Ловко выточить игрушку
И деталь машины ВАЗ. (Токарь)

Принесу я инструмент,
Починить смогу в момент
Всю сантехнику для вас —
Кран, смеситель, унитаз.
Заменю прокладки в душе,
Трубы старых батарей.
Жизнь я сделаю и суше,
И уютней, и теплей. (Слесарь, сантехник)

Так же, как мой смелый папа,
Я вхожу в ракету.
Предо мной снимают шляпы
Люди всей планеты.
Для меня давно не новость,
Что такое невесомость!. (Космонавт, астронавт)

Я узнаю всё на свете —
Отчего нам Солнце светит,
Про молекулу и атом
Рассказать смогу ребятам.
Изучу я ультразвук,
Стану доктором наук. (Учёный, физик)

На машине ярко-красной
Я примчусь за пять минут.
Там, где пламя и опасность,
Окажусь я тут как тут.
Есть призванье у меня —
Защищать вас от огня. (Пожарный)

Я мечтаю стать героем,
Буду в форме, с кобурою.
Коль среди ночного мрака
Где-то вдруг случится драка —
Сразу по «02» звоните,
И меня скорей зовите! (Полицейский)

Осень, лето ли, зима,
Зной иль холода,
Буду возводить дома
Я всегда-всегда! (Строитель)

Вокзал, звучит второй гудок,
Поедет поезд на восток.
Помчатся шпалы и столбы,
Берёзки, ели и дубы,
И я смогу, постарше став,
Вести, большой-большой состав. (Машинист)

Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну —
Скрипочки зальются,
Всколыхнёт арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну, а я в оркестре — главный! (Дирижёр)

В чемоданчике моём
Очень многое найдём:
Ламы, штепсели и клеммы,
Сложные электросхемы,
И электроинструменты,
И катушку изоленты.
На плече неся моток
Длинных проводов,
Приручит электроток
Буду я готов. (Электрик, монтёр)

Я пройду и там, и тут
С верным рюкзаком.
Отобью кусочки руд
Звонким молотком.
Заберусь в «медвежий угол»,
Чтоб найти алмаз и уголь. (Геолог)

Буду знать в своём бору
Всех зверей и мошкару.
Буду в нём костры тушить
И с деревьями дружить.
И следить, чтобы туристы,
За собой убрали чисто. (Лесник)

Север крайний покорю,
Как бывает в книжках.
И смогу встречать зарю
Вместе с белым мишкой.
На своих широких лыжах
Подойду к нему поближе. (Полярник)

Часть 5 КЕМ Я СТАНУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

30. ПРОФЕССИИ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Я хочу во вкусный цех,
Ароматный, сладкий!
Буду молотый орех
Сыпать в шоколадки,
Приготовлю вафли, торт
И конфеты — высший сорт.
Испеку для всех печенье,
То-то будет объеденье! (Кондитер)

Доброты, тепла души
Я не пожалею.
Вас, представьте, малыши —
Я увлечь сумею
Моему приходу рад
Будет весь наш детский сад. (Воспитатель)

Буду с блеском, как и мама,
Знать всю школьную программу!
Будет каждый мой урок
Ярким, как раскраска.
Будет у меня мелок,
Карта и указка! (Учитель)

Я готовлю вкусный суп
Малышам из разных групп,
Ловко я леплю котлеты,
Нарезаю винегреты. (Повар)

Буду всех важней, поверьте,
Вести приносящей:
Важное письмо в конверте
Положу к вам в ящик.
Я доставлю вам немало
Телеграмм, газет, журналов. (Почтальон)

Разложу я на витрины
Мазь, таблетки, витамины.
Управляю чудо-царством,
Где живут одни лекарства!
Вата, йод, бинты и шприцы —
Всё в леченье пригодится. (Аптекарь, провизор, фармацевт).

Мне для будущей работы
Нужен инструмент и ноты.
Ты меня лишь попроси —
Я сыграю: «Ми, Соль, Си!» (Музыкант)

Разложу я на прилавке
Кукол, мячики, булавки,
Обувь — справа, ткани — слева,
Чашки — на витрине.
Буду словно королева
В нашем магазине! (Продавец)

Научусь я ставить банки,
Мазать ссадины и ранки,
Буду делать и уколы
Я ребятам нашей школы.
Помогу я добрым словом
Стать весёлым и здоровым! (Медсестра)

Есть у книг уютный дом.
Буду я работать в нём.
Выдавать я стану книжки
И большим, и ребятишкам.
Если книжица порвётся,
У меня и клей найдётся.
Только книги вы не рвите,
Их любите, берегите! (Библиотекарь)

В пышной пачке и пуантах
Я блесну своим талантом.
В море музыки и света
Стану танцевать в балетах.
С исполненьем новой роли
Я отправлюсь на гастроли. (Балерина, танцовщица)

Я хочу учёным стать —
Организмы изучать.
Чтобы видеть в микроскоп,
Как шевелится микроб.
Мне, ребята, если честно,
Всё живое интересно. (Биолог)

Я в тиши лабораторий
Изучу бензол и торий.
Буду-буду я «на ты»
С солью серной кислоты.
И любые вещества
Получу без волшебства. (Химик)

Буду создавать картинки
Для ребячьих книжек —
Нарисую там снежинки
И весёлых мишек.
Станут книжки веселей,
И добрее, и милей! (Художник, иллюстратор, оформитель)

Я мечтаю, и давно,
Как сыграю я в кино.
Буду Гердой и Ассолью,
Снежной королевой —
Справлюсь с самой трудной ролью!
Режиссёры, где вы? (Актриса, артистка)

ЧастЬ 6 ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ШАРАД

Слог первый — соснам лучший дом.
А слог второй — предлог.
Посмотришь в зеркало, и в нём
Увидишь третий слог.
Всё вместе — это гончий пёс,
Поджарый бок и чуткий нос. (Бор -За — Я)

Я тёплой летнею порой
Сижу в стручке на грядке.
Мой первый слог и слог второй —
Две нотки по порядку. (Фа — Соль)

Мной измеряют все пути
В морях и в океане.
И слоги сможешь ты найти,
Они на нотном стане . (Ми-Ля)

Вот домик, где живёт зверёк, —
Лишь с дверкой, без оконца.
Союз в том слове первый слог,
А слог второй — Бог Солнца. (Но-Ра)

Дед вытянуть меня не смог,
Об этом знают дети.
Звучит в октаве первый слог,
Второй — прыжок в балете. (Ре — Па)

Мой первый слог — сигнал тревог,
За ним — второй и он — предлог.
А ствол мой очень-очень прям
И ездит мачтой по морям. (Сос — На)

Мой первый слог звучит, как нота.
Второй мы смотрим тихо.
А сам я нужен для работы,
Когда строчит портниха. (Фа — Сон)

Начавшись с «К», я тут и там
Пророю длинный ход.
А без неё — я нужен вам,
Чтоб есть и пить компот. (К-рот, Рот)

Слог первый — сложный вид числа,
Вторым бодает бык.
А вместе — то, что печь пекла
И что ты есть привык! (Пи-рог)

Слог первый — в азбуке живёт,
Вторым — болеют дети.
Всё слово — держит теплоход,
Когда и шторм, и ветер. (Я — корь)

Он мир умеет накрывать,
Когда все люди спят.
А если букву «М» убрать,
Он пятится назад. (М-рак, рак)

Я то, что в тундре без кореньев
Олени любят кушать.
Мой первый слог — местоименье,
Последний — мазь для душа. (Я — гель)

Начавшись с «Р», я ремесло,
Работа для актёра.
А с буквой «Б» щиплюсь я зло
От йодного раствора. (Роль, боль)

По мне легко плывут суда,
Коль буква «М»вначале.
А с «Г» я страшная беда,
Сильнее всех печалей. (Море, горе)

Мной дом обили, ты взгляни,
Холодный, ну и пусть.
Лишь «Д» на «Т» ты замени —
Приду к тебе, как грусть. (Доска, тоска)

Начавшись с «У», я буду робкой
Змеёй неядовитой.
А с «Ё» в лесу качусь по тропкам
И фыркаю сердито. (Уж, ёж)

Когда в начале буква «Ша»,
И ёжик я, и мячик.
А с «Ж» настигну малыша,
Когда он весь горячий. (Шар, жар)

СлОги первые — две ноты,
Третий у меня — предлог.
Коль притронешься к капоту,
Разбужу весь городок.
Я завою, зареву
И хозяев позову. (Си — ре — на)

Начавшись с «Р», звеню, журчу,
И с горочки теку,
А с «П» вас угостить хочу
И пирожки пеку. (Речка, печка)

Расту я в тундре и в тени,
Кормлю оленей быстрых.
Лишь «О» на «Е» ты замени —
И стану я пушистым. (Мох, мех)

Коль с «Г» начнусь — я высока,
А с «Н» — я домик для зверька. (Гора, нора)

Начавшись с «З» — живу, дышу,
Мычу, мяучу, лаю.
А с «Д» я на петлях вишу
И дом ваш запираю. (Зверь, дверь)

Коль «К» в начале — ход в земле
Я рою деловито.
А если «Г» — таюсь в скале,
Как дом для сталактитов. (Крот, грот)

Два слога — нотки, помни это,
Пропой их без запинки.
Всё вместе — звонкая монета
Мальчишки Буратинки. (Соль-до)

Коль «С» вначале — гоним мрак,
Сжигая фитильки.
А с «О» пасёмся мы в горах
Съедаем стебельки. (Свечки, овечки)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дорогие ребятишки!
Милые учителя!
Мы надеемся, что книжку
Прочитали вы не зря!
Вы так много отгадали,
Что-то новое узнали,
На «загадочных» уроках
Эрудированней стали!

 

 

 

Оставить комментарий