НАШ КРАЙ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИШИМ в сентябре 2010 года

Поучения в Покровской церкви Ишима

 

НАШ КРАЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИШИМ в сентябре 2010 года

18 сентября 2010 года, суббота, раннее утро. Накануне сутки шёл дождь. Я вновь с «Сибирским паломником» отправилась в Ишим. Паломническая поездка отличается от светского путешествия тем, что сопровождается чтением молитв. Нас двенадцать человек, сопровождает матушка Наталия, а водитель – молодая женщина Нина. В автобусе уютно и тепло. Небо укутано тяжёлыми тёмно-серыми облаками. Дождя нет. Уже сторонним взглядом смотрю на свой любимый город и всякий раз думаю, когда уезжаю из него, что не узнаю ранее знакомые места. Мы двигаемся по Ялуторовскому тракту, в сторону Омска, на юго-восток. Позади Винзили, Боровский, Антипино, Ялуторовск, Заводоуковск. Наша Нина так уверенно ведёт автобус, что нет никаких сомнений — поездка будет успешной, сто километров пути позади. Трасса федерального значения. Чем дальше от Тюмени, тем дорога постепенно ухудшается, заплатка на заплатке.
Осень – моё любимое время года независимо от погоды. В наших краях осень неяркая, лишь листва осины тёмно-красного цвета полыхает среди жёлто-серой листвы других деревьев. Сразу вспоминаю сентябрь на Алтае, в Горно-Алтайске и на Телецком озере. И Пушкинские строки:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Это там, на Алтае «В багрец и в золото одетые леса». Наша осень куда как скромнее.

 

Скульптура «Лебедь» в Ишиме (апрель 2009 года)

Чем ближе к Приишимью, тем больше простора. Поля, поля, местами вспаханы, а вот и «золотые луга» — хлеба скошены, а золото стерни осталось, становится как-то уютнее на душе от такого «солнечного» простора. Вдали печально смотрятся тёмные крыши деревенек, деревянные домики, покосившиеся заборы и приусадебные постройки, разрушенные ранее храмы. Глядя, думаю: — как же раньше жила такая крестьянская община, если могла себе позволить построить добротный храм, ведь строили чаще всего всем миром.
Спустя четыре часа подъезжаем к Ишиму. Это небольшой провинциальный городок, где нет высотных построек, лишь в центре пятиэтажки и коттеджи состоятельных людей. А в остальном небольшие домики с приусадебными участками. Но как всегда у города своя история, интересные и знаменитые на весь мир люди. В городе идёт ремонт дорог, с трудом добираемся до Никольской церкви. Как-то неуловимо изменился облик города, позже узнала — убрали большие старые деревья. Прежде чем начнётся экскурсия по Ишиму, нас накормили вкусным обедом. В трапезную заглядывают ребятишки, посещающие воскресную школу. Никольская церковь – ныне действующий храм, построена в 1886-91 годах в русско-византийском стиле, на капитал, завещанный купцом первой гильдии Николаем Максимовичем Черняковским. В храме пребывает образ святой великомученицы Евфимии, обретённый в 1910 году в селе Прокрутинском, известна чудотворениями.

Никольская церковь Ишима в 2010 году

С 1990 года Ишим имеет статус исторического города.

Коркина слобода явилась основой будущего города, заложена в 1687 году казаками — соратниками атамана Ермака на левом берегу одноименной реки, на границе с Казахстаном. В 1782 году императрица Екатерина II издала указ об изменении статуса слободы. С тех пор, Коркина слобода, стала носить почётное звание города. В марте 1785 г. был высочайше утвержден герб — золотой карась в синем поле — «…в знак того, что в окружности онаго города находится множество озёр, которыя изобилуют сею рыбою и отменною величиною оных…». Герб – золотой карась на сине-голубом фоне сохранился и до наших дней с небольшими изменениями. Проживает в Ишиме более шестидесяти четырёх тысяч человек.

Как и в любом месте славен Ишим людьми известными. Особого внимания среди них заслуживают два человека: Пётр Ершов – автор известной на весь мир сказки о Коньке-Горбунке и Прасковья Луполова. Однако большинство «путешествующих» было уверено, что П. Ершов – имеет отношение к Тобольску и были правы, поскольку многие годы жизни связаны с Тобольском. И всё же, будущий автор народной сказки родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в деревне Безруковой Ишимского уезда Тобольской губернии, лежащей в шестнадцати верстах от уездного центра. Его отец, Павел Алексеевич Ершов, занимал в то время пост Черемшанского частного комиссара — низшую должность в тогдашней полицейской иерархии. В семье Ершовых дети умирали рано, поэтому в два дня отроду был ребёнок крещён в Богоявленском соборе. Это первый каменный храм Приишимья. Построен в стиле тобольского барокко. Возводился более сорока лет, с 1775 года. Сюда был перенесён престол из деревянной Никольской церкви Коркиной слободы. Активная борьба с религиозным дурманом народа не обошла и этот храм. Лишь с началом 1990-х годов в храме возродились богослужения.

Богоявленский собор Ишима
Памятник Прасковье Луполовой

Лупо́лова Праско́вья Григо́рьевна (ок. 1784, г. Елисаветград — 4 декабря 1809, г. Новгород Великий), дочь ишимского ссыльного.
Вошла в историю мировой культуры под именами Елизаветы и Параши Сибирячки. Детские годы прошли в деревне Жиляковке (предместье Ишима), где отбывал ссылку её отец, отставной прапорщик, лишённый чинов и дворянства и сосланный в Сибирь на поселение в 1798 г. по уголовному делу (обвинение в укрывательстве воров и ворованных лошадей). Семья из трёх человек выживала за счёт убогого хозяйства и переписки отцом бумаг в Ишимском земском суде. Желая помочь родителям, Прасковья нанималась на любую тяжёлую деревенскую работу, получая вместо денег хлеб. В уповании на Бога и надежде на милосердие царя Александра I, приняла решение отправиться пешком из Ишима в Петербург просить помилования отцу. 8 сентября 1803 г. с одним рублём, образом Божией Матери и родительским благословением она отправилась в долгий и опасный путь. Путешествие длилось почти год. Зиму провела в Екатеринбурге, обучилась грамоте. По весне поплыла на барках до Вятки, шла пешком до Казани, останавливалась на месяц в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, провела две недели в Москве. 5 августа 1804 г. достигла Санкт-Петербурга, где в её судьбе приняли участие Д.А. Трубецкая, А. И. Голицына, Т. В. Юсупова. Жила в доме Т. В. Юсуповой и была представлена императрице Марии Фёдоровне, матери Александра I, и супруге царя – Елизавете Алексеевне.
По приказу царя дело отца Луполовой. рассматривал сенатор О. П. Козодавлев — глава комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Отец был прощён, и родители вернулись в европейскую Россию. Луполова стала известной, о ней писали в отечественных и зарубежных газетах и журналах. Находились состоятельные женихи из высшего света. Прасковья не отступилась от данного обета – если отца помилуют, уйти в монастырь. В 1806 г. после паломничества в Киев Прасковья покидает Петербург и становится насельницей нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, здесь её в последний раз навещают отец и мать. В 1809 г. из-за расстроенного здоровья (чахотка) перебирается в Десятинный монастырь г. Новгорода, где умирает 4 декабря незадолго до принятия пострига.

Нравственный подвиг Прасковьи Луполовой. получит широкое освещение в литературе и искусстве не только России, но и европейских стран. Французская писательница Мари-Софи Коттен сделает её героиней своего романа «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири» (1806 г., первое издание на русском языке — 1807 г.). Итальянский композитор Гаэтано Доницетти создаст романтическую оперу «Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири» (премьера: Неаполь, театр Нуово, 13 мая 1827 г.).
Француз Ксавье де Местр. напишет повесть «Юная сибирячка» (1815), переводилась и публиковалась на русском языке под названиями «Молодая сибирячка» (1840 г.), «Параша Лупалова» (1845 г.). Не исключено воздействие произведения К.де Местра на «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина (сходство нравственных коллизий, темы дочерней преданности и милосердия власть имущих). Образ Прасковьи получает воплощение на сцене русского театра, в пьесе Н. А. Полевого «Параша-Сибирячка» (премьера — Александрийский театр, 17 января 1840 г., в главных ролях — В. Н. Асенкова и В. А. Каратыгин).
С 20-х гг. ХХ века с утратой православных святынь имя Параши Сибирячки оказалось надолго вычеркнутым из истории России, а его возвращение совпало с началом нового века и значительными духовно-нравственными переменами в стране.
В 2004 г. в Ишиме установлен памятник Прасковье Луполовой. работы скульптора В.М.Клыкова с надписью на постаменте: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Надо отметить, ко времени создания памятника, скульптор был тяжело болен, денег за свою работу не взял. Чтобы отлить памятник, собирали деньги всем миром, помог и губернатор Тюменской области В. Якушев. В 2008 г. на петербургской студии документальных фильмов «Кинор» снят фильм «Параша Сибирячка», кинорежиссёр К. В. Артюхов, автор сценария Т. П. Савченкова. Логотипом «Сибирского паломника» является памятник Прасковье Луполовой. Так что мы можем гордиться Прасковьей, как французы Жанной Д*Арк.

Покровский храм в залинейной части Ишима

Ранее славен был Ишим и Никольской ярмаркой «кормилицей». Известна была ярмарка далеко окрест. Нынче Никольская ярмарка возрождается и пользуется в народе неизменной популярностью.
Едем в залинейную часть города к ещё одному действующему храму. Покровская церковь построена на станции Ишим в 1916 году, единственный сохранившийся деревянный храм Приишимья. Был под угрозой сноса, но выстоял благодаря защитникам. В октябре 2002 года на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного обнаружен отобразившийся лик Христа. Храм стал местом паломничества. Помнят жители Ишима и блаженного Геннадия, жившего во второй половине XX века в городе, человека не без талантов. По его проектам выстроены крылечки в Покровской церкви, сделаны замечательные ворота церковной ограды.
Посетили мы и музей П.П. Ершова, а потом отправились на святой источник в деревню с таким лирическим названием — Черемшанка, что в нескольких километрах от Ишима. У полуразрушенного каменного храма нас встречало пять женщин. Благодаря активному участию прихожанок, интеллигенции села, дарителям, храм начал возрождаться. Вода в источнике необычайно вкусна и целительна, выстроен домик для обливания.
Удивительно, как богата Россия святыми источниками, людьми, сильными духом и верой православной. Возвращаемся домой. Темнеет быстро. По ходу движения показалось огромное оранжевое солнце, уходящее за горизонт. А затем, уже в сумерках, появилось зарево от огней большого города. Вот мы и въехали в блистающую огнями Тюмень. Я рада, что мы сумели приобщиться к интересному, и узнать новое о нашем крае.

Наставления в Покровском храме Ишима
Деревенька Черемшанка под Ишимом
Маленькая купальня в целебном источнике

 

 

 

Оставить комментарий