СКВЕР ИМЕНИ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА ПОТАПОВА В ТЮМЕНИ (история судостроения в Тюмени, воплотившуюся в человеке и торпедном катере «Комсомолец»)

Предлагаю путешествие по истории судостроения в Тюмени, героических делах работников завода имеющего восьмидесятилетнюю историю, и памяти, воплотившейся в человеке и торпедном катере.
СКВЕР ИМЕНИ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА ПОТАПОВА В ТЮМЕНИ октябрь 2018 года

Прежде чем рассказать о сквере П.П.Потапова, считаю важным коснуться истории Тюменского судостроительного завода.
С чего всё начиналось?
Чуть ли не с самого основания Тюмени, с 1586 года, сибиряки строили небольшие деревянные парусные судна — дощаники. На них они бороздили водную гладь Туры, Тобола, Иртыша и Оби.
История речного производства в Тюмени началось в 1838 году, когда первый пароход, сделанный тюменцами вышел из Тюмени в Тобольск. Почти 30 лет спустя инженер-судостроитель британского происхождения Гектор Гуллет открыл в Тюмени филиал екатеринбургского механического завода.
Первые паровые судна появились в нашем городе в 40-50-х годах девятнадцатого века. А через 20 лет паровой флот полностью вытеснил парусно-гребной — перевозить груз на дальние расстояния с его помощью было гораздо удобнее и экономичнее. В этот промежуток времени Тюмень стала центром судостроения и главной базой парового флота.
Решение о строительстве судостроительного завода было принято в двадцатых годах прошлого века. Тюмень выбрали неспроста — наш регион был связующим звеном в продаже мехов, лесов и других товаров на Запад. Судоверфь появилась в нашем городе на рубеже 1928-29 годов. Первому директору Г. Ю. Барндиесу строительство далось нелегко. Несмотря на сложности, в мае 1929 году на воду спустили два первых лихтера (грузовое судно), собранных в Тюмени. В течение последующих нескольких месяцев в районе современного Профсоюзного моста возвели большие цеха. В общей сложности, тюменский судостроительный завод занял площадь в 42 гектара. К концу первой пятилетки ( 1929 – 1932 годы) тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж. С 1947 по 1992 годы завод построил более двух тысяч судов. Это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.
С 1976 года предприятие получило название «Тюменский судостроительно-судоремонтный завод».

Важной вехой истории завода является усовершенствование и строительство торпедных катеров.
Судоверфь, просуществовавшая 80 лет, прославила Тюмень, в первую очередь, торпедными катерами и легендарной плавучей электростанцией «Северное сияние». В годы войны судостроительный завод был единственным предприятием в стране, строившим торпедные катера.
В военные годы рабочие судоверфи строили легендарные торпедные катера. Для более масштабного производства в Тюмень эвакуировали оборудование и лучших сотрудников других судостроительных заводов — из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Производством военной продукции судостроительный завод вплотную занялся в 1941 году. На протяжении четырех лет на заводе работало более двух тысяч человек. Сначала они изготавливали корпусы мин, боеголовок и даже реактивных снарядов. А через год тюменские рабочие с помощью более опытных коллег из других городов освоили строительство торпедных катеров. Этой работой, преимущественно, занимались женщины. Им пришлось заменить у станков мужчин, которые ушли на фронт. Женских рук и сил не хватало, поэтому строить катера помогали старики и дети. Строились эти катера и на добровольные взносы простых людей, поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили названия «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».
После войны тюменцы продолжали строить и выпускать уникальные торпедные катера. Этим ремеслом занимались до 1947 года.

Такие торпедные катера выпускала Тюмень в военные и послевоенные годы

Этот 23-тонный дюралевый корабль во многом превосходил своего предшественника Г-5. Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера — до 4 баллов включительно. В днище по всей длине корпуса «Комсомольца» проходила полая балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные кили, уменьшавшие качку. Число водонепроницаемых отсеков
возросло до шести. На «Комсомольце» впервые появилась бронированная рубка из листовой 7-мм стали.

Наконец значительно изменилось вооружение корабля — спаренные пулеметы взамен одинарных и трубчатые торпедные аппараты на палубе вместо кормовых желобов. В отличие от Г-5, «Комсомольцы» могли атаковать противника торпедами на самом малом ходу. Первый катер нового проекта (собственно «Комсомолец») был заложен 30 июля 1939 года, за один месяц до начала второй Мировой войны. На воду его спустили 16 мая 1940 г., в строй он вступил 25 октября того же года.
Летом 1940 г., когда «Комсомолец» проходил испытания, его проект попытались улучшить. За модификацию корабля взялась конструкторская группа В.М. Бурлакова. Первым делом усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре. Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46—48. Пришлось также уменьшить калибр торпедных аппаратов. Три десятка катеров данного типа вступили в строй действующего флота в 1945—48 гг.
За годы войны на мощностях эвакуированных за Урал заводов Тюменский судостроительный завод изготовил передал фронту 165 торпедных катеров.
В Тюмени был построен новый тип торпедного катера.
Сегодняшний пенсионер Юрий Анатольевич Буйносов был одним из тех, кто в годы войны строил торпедные катера типа 123 бис «Комсомолец» на Тюменском судостроительном заводе вспоминает: «Вместе с нами работали специалисты из Ленинграда. Торпедный катер имел много общего с самолетом: обтекаемое днище, дюралюминиевые корпус, в качестве силовых установок использовались два авиационных двигателя. Сначала пробовали ставить наши двигателя, но они не «тянули». Поэтому решили ставить американские паккардовские».
В Тюмени также были изготовлены гребные винты особой конструкции.
Завод хорошо охранялся, а в цехе, где работал Юрий Анатольевич, была дополнительная охрана. Катера строили в тайне от большинства горожан. Там же на заводе на каждую боевую единицу устанавливалось вооружение. Катера забирали матросы, которым после боя давали 10 дней отдыха. Торпедные катера грузили на платформы и вывозили с завода только ночью. На каждой платформе с катером был каркас, который по всему периметру обтягивался брезентом.
«Понять, что скрывается под брезентовой коробкой, даже находясь вблизи, было невозможно, — отметил Юрий Анатольевич. — Вот такие посылки мы и отправляли на фронт».

Торпедный катер типа 123 бис «Комсомолец» в сквере им. П.П.Потапова

Борис Мишатин (история воспоминаний):
« На 50 узлах «Комсомолец» шёл, по сути, на винтах, все остальное было в воздухе, – рассказывает ветеран Борис Мишатин. – Такую скорость катер мог набрать за минуту. Ощущения не передать! Если рот откроешь – порвет щеки. Катер поднимает брызги, плюс ветер и как- будто тебя пожарный поливает мощной струей из брандспойта, поэтому мы все время на катерах были в водолазных костюмах. Быт, конечно, был спартанский: мотористы спали на моторах, радист склонял голову на рацию, а мы из верхней команды – командир, боцман, торпедист, пулеметчики – независимо от погоды, и в дождь, и в снег спали прямо на палубе. На Г-5 ложились прямо на торпеды. В Vesper (прогулочное судно- яхта) было все: кубрики, камбуз и даже холодильник. Впрочем, торпедный катер создавался не для длительных переходов – атаковал и ушел. Как у нас говорили: «ЗДРАВСТВУЙ ВРАГ, И «БУДЬ ЗДОРОВ», ВЕЧНОГО ПОКОЯ»».
Торпедные катера тюменских судостроителей участвовали в морских сражениях на Чёрном, Балтийском, Баренцевом морях, а также в Тихом океане.
В качестве памятников в Европе и Азии установлены 27 торпедных катеров, 15 из них — в Российской Федерации, в том числе в Севастополе, Новороссийске, в Москве.

Тюменские торпедные катера после победы установлены в городе Варне, в бывшей главной базе гитлеровцев на Балтике – в порту Пиллау (ныне российский порт Балтийск). В бухте Золотой Рог на Тихом океане поставлен на вечную стоянку торпедный катер из Тюмени ТКА-271, а в Петропавловске-Камчатском – ТКА-580.

Замечательный сквер им. П. П. Потапова

Спустя чуть более десятка лет у руля предприятия встал Петр Петрович Потапов.
Петр Потапов возглавлял предприятие 29 лет — с 1960 по 1989 годы. За это время под его руководством выпущено более двух тысяч судов. Особой гордостью директораПетра Потапова были воплощенные в жизнь проекты плавучей электростанции «Северное сияние», буксиров-толкачей и судов типа «река-море». При нем работники завода массово переселялись из бараков в благоустроенные квартиры – в Тюмени вырос целый городок судостроителей со своими детсадами, поликлиникой, больницей. На территории предприятия были построены санаторий-профилакторий, водофизиолечебница с бассейном и даже собственное большое подсобное хозяйство.
Бывшие работники вспоминают, что это был не только самый эффективный руководитель, но и один из самых жестких. Заводчане рассказывают, что Петр Потапов трепетно относился к своему ремеслу и не переносил лентяев. Тем, кто плохо выполнил свою работу, приходилось переделывать ее в вечернее время — некоторые задерживались до 23.00 часов, независимо от своего статуса — и простые рабочие, и начальники цехов.
Позже, до самой перестройки, на судостроительном заводе все подчинялось производству барж и судов, а также деталей для водного транспорта, которые пользовались спросом как в Тюмени, так и по всей стране.

О Петре Потапове, являлся  директором судостроительного завода с 1960 по 1989 гг

13 июля 1982 года решением исполкома Тюменского городского Совета народных депутатов № 112 звание «Почетный гражданин города Тюмени» было присвоено Потапову Петру Петровичу, директору Тюменского судостроительного завода, лауреату Государственной премии СССР». Таким образом тюменцы выразили свои признательность и уважение одному из самых авторитетных руководителей предприятий города, в течение длительного времени возглавлявшему одно из старейших предприятий Тюмени.
К этому времени за плечами этого незаурядного человека была большая жизнь, вместившая в себя учебу в предвоенное время, суровое военное лихолетье и труд, ответственный труд корабела, давший жизнь многим судам различных классов, бороздящим акватории различных уголков Земли.
Во время его руководства горисполкомом в Тюмени были построены телецентр, кинотеатр «Октябрь», областная картинная галерея, детская музыкальная школа.
Заслуги директора были отмечены Звездой Героя Социалистического Труда, высокими государственными наградами.
Петр Петрович Потапов – гордость тюменских корабелов, олицетворение добросовестного труда и служения Отечеству. Умер Петр Петрович в 2002 году.
Дальнейшая жизнь завода получилась иной в роковые девяностые годы двадцатого века. Но это совсем другая история.

P.S. Где хранятся заслуженные награды завода — врученное на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР и орден Отечественной войны I cтепени? Информации не нашла в доступных источниках

Историческая справка о судостроительном заводе Тюмени

Сегодняшний торпедный катер изготовлен на судостроительном комплексе Перми. Судно доставили большим тралом рано утром 30 сентября 2018года. Его строительство длилось в течение пяти месяцев на Верхнекамском судостроительном комплексе. Перед началом работы сотрудники завода тщательно изучали исторические документы. В итоге макет получился максимально похожим на оригинальную версию военного судна. 01.10.2018 в сквере имени Петра Потапова в Тюмени установили макет торпедного катера «Комсомолец».
По замыслу оргкомитета партийного проекта «Оружие Победы», торпедный катер станет символом не только трудового подвига коллектива судостроительного завода, но и всех тюменцев, ковавших в годы войны Победу в тылу.
Установили памятник торпедному катеру в честь всех тех, кто создавал это грозное оружие. Не памятника-символа, а памятника торпедному катеру в натуральную величину. Его длина не многим более 18 метров. На катере имеются сигнальные огни, прожектор, сирена.
Торжественное открытие памятника состоялось 22 октября 2018года, и приурочено к столетнему юбилею директора Тюменского судостроительного завода Петра Петровича Потапова.

Завод прекратил своё существование, остался административный корпус и сквер им. Петра Петровича Потапова.  С грустью могу сообщить, что:

— Судостроительный завод прекратил свое существование как судостроительный завод в 2007 году, — говорит главный инженер «ТСЗ» Юрий Нарубин. — До 2010 заводчане выпускали здесь буровые вышки… Потом завод и производство полностью закрыли 25 октября 2016 г.

 

Источники информаци:
http://ng72.ru/news/view/24-10-2016-ist … -udar-90-h © ng72.ru
Юрий Шестак. http://www.vsluh.ru/longreads/11#
+http://safe-rgs.ru/786-pochetnye-grazhdane-tyumeni-petr-potapov.html
https://tumen.mk.ru/social/2018/09/21/v … ateru.html
https://t-l.ru/250094.html
http://ng72.ru/news/view/01-10-2018-v-s … ogo-katera © ng72.ru                                                                                                430 лет истории Тюмени (альманах «Лик» 2016, №11, стр. 58) https://www.citylib-tyumen.ru/uploads/file/vopros/11%20%D0%BB%D0%B8%D0%BA%2020%2001%2017.pdf

Сквер памяти о судостроителях Тюмени обновлён, установлен макет знаменитого торпедного катера модели бис 123 «Комсомолец»

Оставить комментарий