Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…
Произвела впечатление выставка «ФРАНЦУЗСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ В РОССИИ». Во время просмотра гобеленов, шквал ветра и дождя накрыл Тюмень, за окном стало темно, тем ярче и уютнее от представленных гобеленов было в зале.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей[1] В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника»[2].
Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы[3]:13. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением[4].
Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект[4]. Из Википедии.
Тяга к прекрасному характерна для человечества, поэтому шпалеры известны с древнейших времён. Их можно встретить в истории древнего Египта, Китая, в Перу.
Сегодня известная французская компанию Жюль Пансю в пятом поколении продолжает историю создания гобеленов на протяжении 140 лет. Представлены современные работы художников Пикассо и Миро в гобеленах.
Современные компьютерные технологии, мастерство ткачей позволяют создать или воссоздать любое произведение искусства, благодаря чему в новой фактуре даже известные художественные произведения ничуть не проигрывают в новом облике. Работы маринистов всегда любимы мною, особенно Ивана Константиновича Айвазовского. Выставка на тему моря в гобеленах пользовалась бы успехом.
Есть милые, уютные, такие яркие работы Виктории Шиловой. Вышивка ручная. Мимо них тоже не пройдёшь.
P.S. Отмечу, что всегда гобелены поражают разнообразием сюжетов с историческими сценами, современными авангардными направлениями, цветовым исполнением и качеством ручной работы мастеров.
Перед закрытием салона 1783 года портрет королевы в лёгком платье заменили на более официальный в платье из серо-голубого шелка. Тут был еще и политический момент: легкие ткани быстрее изнашивались, следовательно их чаще нужно было менять, а это траты, кроме того, выбор королевой французского шелка поддерживал местных производителей, поскольку в плане нарядов королева на какое-то время стала примером для женщин всей страны. Ей подражали не только знатные дамы, но и буржуа.
Серия «ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ», состоит из 6 частей https://dzen.ru/givopis_istorii о художнице Луизе Виже-Лебрён и королеве Марии — Антуанетте. Представленная информация вызывает интерес, иллюстрируется портретами, написанными Луизой Виже-Лебрён, которая несколько лет провела в России и получала за свои работы высокие гонорары.
В 22-летнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори и до конца своей жизни создавал плотна, посвящённые этим легендам.Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрна-Джонса, который сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал:»Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»
Франсуа Буше. «Мельница», 90 х 180. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше (1703 — 1770), который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись французского мастера в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зелёных тонах
Жоан Миро. «Пилар от всего сердца» 145 х 175. В гобелене «Pour Pillar de tout Coeur» изображена сюрреалистическая картина Жоана Миро, написанная в 1939 году, представляющая его любовь к жене Пилар. «Pour Pillar de tout Coeur» («Пилар от всего сердца») показывает абстрактные фигуры людей и птиц, бегущих с удовольствием, словно пересекающих финишную черту, летающих на переднем плане или наблюдающих с интересом со стороны. Смелые цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый) добавляют ощущение силы и энергии в эту композицию.
Жоан Миро. «Женщина, звезда, птица». 1966 -1973гг, 95 х72, хлопок, полиэстер. Эта картина 0 выражение поэтической концепции живописи Миро, для передачи которой художник использует знаки и символы. Картина для него — не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Звёзды, планеты, фигуры мужчины и женщины, а поверх них, вероятно, птица. При создании этого гобелена Jules Pansu работал в плотном сотрудничестве с фондом Miro и использовал разные техники для воссоздания разных цветов и ударов кисти Miro.
P.S. супремати́зм Мужской род. Направление в абстрактной живописи, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм. Супремати́зм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем. Разновидность геометрического абстракционизма. Википедия