Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ… «ФРАНЦУЗСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ В РОССИИ»

Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…

Произвела впечатление выставка «ФРАНЦУЗСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ В РОССИИ». Во время просмотра гобеленов, шквал ветра и дождя накрыл Тюмень, за окном стало темно, тем ярче и уютнее от представленных гобеленов было в зале.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей[1] В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника»[2].

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы[3]:13. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением[4].
Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект[4]. Из Википедии.
Тяга к прекрасному характерна для человечества, поэтому шпалеры известны с древнейших времён. Их можно встретить в истории древнего Египта, Китая, в Перу.
Сегодня известная французская компанию Жюль Пансю в пятом поколении продолжает историю создания гобеленов на протяжении 140 лет. Представлены современные работы художников Пикассо и Миро в гобеленах.
Современные компьютерные технологии, мастерство ткачей позволяют создать или воссоздать любое произведение искусства, благодаря чему в новой фактуре даже известные художественные произведения ничуть не проигрывают в новом облике. Работы маринистов всегда любимы мною, особенно Ивана Константиновича Айвазовского. Выставка на тему моря в гобеленах пользовалась бы успехом.
Есть милые, уютные, такие яркие работы Виктории Шиловой. Вышивка ручная. Мимо них тоже не пройдёшь.

P.S. Отмечу, что всегда гобелены поражают разнообразием сюжетов с историческими сценами, современными авангардными направлениями, цветовым исполнением и качеством ручной работы мастеров.

«Завтрак в виноградниках» «Зарисовки сельской жизни», 300 х 360. Луазельское плетение. Гобелен выполнен по мотивам знаменитого настенного ковра 1520 года. Сотканная мастерами бельгийского города Турне в период между Средними веками и Ренессансом, эта работа воплотила все достижения ремесла ковроделов того времени.
Гобелен: портрет «Мария -Антуанетта II». Художница Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён 
В 1778 году мадам Виже-Лебрён пригласили в Версаль, чтобы написать официальный портрет в полный рост молодой королевы Франции Марии-Антуанетты, для отправки матери, императрице Марии Терезии Австрийской.
Картина была очень хорошо принята. Копии с неё даже были отправлены в различные иностранные министерства и официальные учреждения (даже в Конгресс Соединенных Штатов. К счастью, успех портрета Марии-Антуанетты привел к целой серии королевских заказов на портреты королевы в платье-сорочке, или “голль”, “с розой” 1783 год и “с книгой”,татов).   Сайт   https://dzen.ru/media/givopis_istorii/sudba-liubimoi-hudojnicy-mariiantuanetty-chast-3-62b422430e4994196137a797

Перед закрытием салона 1783 года портрет королевы в лёгком платье заменили на более официальный в платье из серо-голубого шелка. Тут был еще и политический момент: легкие ткани быстрее изнашивались, следовательно их чаще нужно было менять, а это траты, кроме того, выбор королевой французского шелка поддерживал местных производителей, поскольку в плане нарядов королева на какое-то время стала примером для женщин всей страны. Ей подражали не только знатные дамы, но и буржуа.

Серия «ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ», состоит из 6 частей https://dzen.ru/givopis_istorii о художнице Луизе Виже-Лебрён и королеве Марии — Антуанетте. Представленная информация вызывает интерес, иллюстрируется портретами, написанными Луизой Виже-Лебрён, которая несколько лет провела в России и получала за свои работы высокие гонорары.

Гобелен «Дама и орган», один из гобеленов серии «Леди и единорог». Соткан во Франции Сайт https://gobelensalon.ru/Gobelen-Dama-i-organ-(Ledi-i-Edinorog)
«Отъезд рыцарей». Полотно 120 х 185, хлопок, полиэстер. Луазельское плетение

В 22-летнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори и до конца своей жизни создавал плотна, посвящённые этим легендам.Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрна-Джонса, который сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал:»Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире  что-нибудь столь же прекрасное?»

«На дворе короля.» 195 х 140, хлопок, полиэстер. Луазельское плетение. Гобелен выполнен по работе Жана-Поля Лорана «Возвращение с турнира в конце XV века», предназначен для украшения Комнаты стражей Национального Архива Франции. Оригинал был изготовлен на Королевской Мануфактуре гобеленов в Париже в 1895 — 1899 гг

Франсуа Буше. «Мельница», 90 х 180. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше (1703 — 1770), который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись французского мастера в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.  Буше писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи,  выдержанные в мягких серебристо-зелёных тонах

«Экзотические птицы» 190 х 145. Изображение с одних их первых печатных панорамных обоев. Оригинал создан Жюльен Детиль. Эти обои были выставлены на продажу во Франции в 1830 году. Гобелен представляет Бразилию, с тропическим пейзажем и экзотическими птицами. Эти пейзажи далёких стран были очень популярны во Франции в конце XIX века, и часто украшали интерьеры горожан
«Райский сад»  200 х 365, хлопок, полиэстер, Луазельское плетение.  Гобелен выполнен по мотивам панорамных обоев середины XIX века художника Джозефа Фукса, оригинальное название «Jardin des Delices». В 1861 году Джозф ФУКС создал большие панорамные обои «Сад Наслаждений.»  Пышность композиции с её тропической фауной, яркие цветы и туманные горы на заднем плане своей красотой будоражат фантазию зрителя. Тема «путешествия» в воображаемые станы была весьма популярной у французской буржуазии XIX века
Пабло Пикассо «Мандолина и гитара» 130 х190. За год до того, как Пикассо написал монументальный натюрморт «Мандолина и гитара» , на вечере дадаистов объявляют гибель его как художника и кубизма как направления. Последующая серия Пикассо из девяти натюрмортов (1924 -1925), выполненных в смелом синтетическом кубистическом стиле перекрывающихся  смежных форм, опровергала это суждение. Округлые, органические формы и насыщенные оттенки относят нас к работам А. Массона и Ж.  Миро. Волнообразные линии, орнаментальные узоры и широкие хроматические элементы мандолины и гитары предвещают появление полностью развитого, чувственного, биоморфного стиля  в искусстве Пикассо
Картина — вышивка «Охота на оленя.»  Неизвестный завод XVIII века. Шерсть, гарус, бисер, х\б нить. Из фонда ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское  объединение»
Картина-вышивка «Пётр первый на Ладожском озере в бурю» Неизвестный завод, начало XIX века?  Из фонда ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское  объединение»

Жоан Миро.  «Пилар от всего сердца»  145 х 175.  В гобелене «Pour Pillar de tout Coeur» изображена сюрреалистическая картина Жоана Миро, написанная в 1939 году, представляющая его любовь к жене Пилар. «Pour Pillar de tout Coeur» («Пилар от всего сердца») показывает  абстрактные фигуры людей и птиц, бегущих с удовольствием, словно пересекающих финишную черту, летающих на переднем плане или наблюдающих с интересом со стороны. Смелые цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый) добавляют ощущение силы и энергии в эту композицию.

Жоан Миро. «Женщина, звезда, птица». 1966 -1973гг, 95 х72, хлопок, полиэстер. Эта картина 0 выражение поэтической концепции живописи Миро, для передачи которой художник использует знаки и символы. Картина для него  — не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Звёзды, планеты, фигуры мужчины и женщины, а поверх них, вероятно, птица. При создании этого гобелена Jules Pansu работал в плотном сотрудничестве с фондом Miro и использовал разные техники для воссоздания разных цветов и ударов кисти Miro.

Василий Кандинский «На беломII»150 х 130, хлопок, полиэстер. Гобелен выполнен по картине Василия Кандинского  «На белом II» 1923 года. Основные цвета, геометрические формы и плавающая невесомость композиции в бесконечном пространстве — эта картина В.Кандинского к супрематизму К.Малевича.  Пересекающиеся диагонали, акцентированные шашками, треугольниками, четырёхугольниками и тремя маленькими чёрными линиями, подчёркивают ось композиции. Здесь  также видна тема, которую Кандинский повторяет много раз в своём творчестве — Святой Георгий с копьём.

P.S. супремати́зм    Мужской род.      Направление в абстрактной живописи, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм. Супремати́зм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем. Разновидность геометрического абстракционизма. Википедия

Гобелены для подушек
Не только коврик, возможно как настенное украшение
Оригинальный гобелен для любителей мяукающего племени
Виктория Шилова «Косуля»   Ручная работа
В.Шилова. Вышивка ручной работы
В.Шилова «Зимородок», вышивка ручной работы
Уильям Моррис «Птицы.»  170 х140, хлопок, полиэстер. Луазельское плетение. Английский художник, дизайнер по ткани и мебели и деятельмногих других искусств Уильям Моррис (1834 0 1896 гг) внёс огромный вклад в технику гобеленового ткачества. Ковры и шпалеры производства «Моррис Маршалл Фолкнер и Ко» переносят нас в  те далёкие  эпохи, когда все шедевры ткались вручную, и даже красители мастера XIX века использовали только натуральные , не доверяя  бурно развивающейся химии. В этих изделиях Средневековье выступает во всей красе. В орнаментах Моррис пытался  «скрестить»  готику с натурализмом  и считал, что природа  —  лучший источник вдохновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий