КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ПЕРЕХОДУ НА ПОЛУТВЁРДУЮ И ТВЁРДУЮ ПИЩУ

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ПЕРЕХОДУ НА ПОЛУТВЁРДУЮ И ТВЁРДУЮ ПИЩУ
И.М.Османов, М.А.Школьникова
Из книги ТРИ ГЛАВНЫХ ГОДА Книга для родителей, с.319-326

С 10 месяцев ребёнку (индивидуально, в зависимости от его возможностей) необходимо предлагать твёрдые продукты, но не как основное питание, а как элемент игры и подражания взрослым. Такими продуктами могут быть кусочки овощей, фруктов (варёная морковь, яблоко, груша и т.д.), сушки, печенье. Ребёнок пытается сосать, «шамкать» или даже откусывать и пережёвывать. Ему интересны и приятны новые ощущения.
Кроме того, все прикормы — кашу, овощное или мясное пюре необходимо давать С ЛОЖКИ, чтобы приучать к достаточно медленному и прерывистому поступлению пищи, а сами продукты должны постепенно становиться всё менее однородными.
К концу первого года нужно приучать ребёнка есть в том месте, где это обычно делает вся семья, желательно чтобы он присутствовал при совместных трапезах и даже получал какие-то кусочки со стола. Это помогает формированию рефлекса на внешнюю обстановку, в которой происходит приём пищи.
Приучать ребёнка к полутвёрдой и твёрдой пище нужно не только ПОСТЕПЕННО, но и с учётом его реакций.

У некоторых детей при попадании в рот любого неоднородного продукта начинается рвота. В таких ситуациях НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВЛЯТЬ ребёнка обязательно всё дожёвывать. У него, скорее всего, высокий рвотный рефлекс, который со временем начнёт слабеть, и он сможет так же полноценно питаться, как и другие дети. Чаще всего это касается детей, родившихся недоношенными. Кроме повышенного рвотного рефлекса у них намного позже созревает способность формирования пищевого комка. Поэтому на общий стол они переходят позднее, в 2, а порой и в 3 года. Такой ребёнок с удовольствием съест сушку или корочку хлеба, но то, что ему понравится меньше, например, недостаточно промолотое мясо, может вызвать резкую негативную, в том числе и рвотную, реакцию. Ничего в этом страшного нет. Самое позднее в три года ребёнок совершенно спокойно будет есть любую твёрдую пищу.
Переход на общий режим питания — процесс трудоёмкий и длительный. Малыши ещё не умеют откусывать, как следует прожёвывать пищу, спокойно сидеть за столом. Всё это им быстро надоедает. Поэтому родителям надо быть предельно терпеливыми и внимательными, чтобы понять, когда ребёнок сыт, а когда он просто капризничает.

Педиатры делят детей на два условных типа. Одни дети быстро и с удовольствием едят, почти не отвлекаясь, и начинают вертеться, «зажимать» рот, когда насытились. Как правило, это достаточно здоровые дети с ровным характером, легко придерживающиеся режима. Обычно они съедают практически всю порцию, оставляя на тарелке 2-3 ложки.
РОДИТЕЛИ ДЕЛАЮТ БОЛЬШУЮ ОШИБКУ, ПЫТАЯСЬ «ВТОЛКНУТЬ» В РЕБЁНКА ЭТИ ОСТАВШИЕСЯ злополучные ложечки, несмотря на его бурный протест. Пользы от них практически никакой. А вот эксцессы, сопровождающие подобные обеды, достаточно опасны. Ребёнок начинает нервничать, давиться пищей, порой у него даже случаются рвоты и постепенно снижается аппетит. Очень важно почувствовать эту грань и не переступать её.
Другой условный тип — дети возбудимые, чрезвычайно подвижные, эмоциональные. Аппетит у них, как правило, плохой, они капризны и разборчивы в еде. Накормить их — нелёгкая задача. Они всё время вертятся, плохо жуют, выплёвывают пищу и совсем не потому, что сыты — их просто это забавляет. В таких случаях родителям, наоборот, надо проявить массу изобретательности и уговорить малыша съесть положенную порцию. И хотя до недавнего времени подобные методы считались «непедагогичными», нарушающими пищевой рефлекс, мы всё же советуем рассказывать таким ребятишкам сказки во время еды, показывать игрушки. Можно сделать еду более привлекательной для ребёнка, украсив её — например, выложить на поверхности каши цветочек или смешную рожицу из фруктов.

РАЦИОН И КОЛИЧЕСТВО КОРМЛЕНИЙ

С 1 года и до 1,5 лет, в ряде случаев до 2-х лет (детям с недостаточной массой , часто болеющим, имеющим сниженный аппетит) целесообразно предлагать три основных кормления — завтрак, обед и ужин, и два промежуточных, более лёгких и менее калорийных — второй завтрак и полдник. После 2-х лет можно ограничиться четырьмя приёмами пищи — завтрак, обед, полдник и ужин.
Многие родители дают детям в течение дня печенье, сушки. кусочки хлеба, пытаясь таким образом занять их чем-нибудь. Но мы не рекомендуем этого делать, т. к. подобные перекусы нарушают аппетит и выработку ферментов желудочно-кишечного тракта. Особенно вредны они для детей второго условного типа. Единственное, что можно и даже полезно давать ребёнку в промежутках между основными кормлениями — фрукты, но в небольших количествах.
Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет составляет 1000 — 1200 мл, а с полутора до трёх лет 1200 — 1400 мл.

Дети должны получать мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми необходимыми пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводят к нарушениям в состоянии здоровья детей. И даже если родители малыша придерживаются вегетерианской диеты, на ребёнка в первые годы жизни эти ограничения не должны распространяться. Такая диета приводит к недостаточному поступлению в растущий организм железа, цинка, кальция и витаминов А, Е и В12 и многих незаменимых аминокислот. Исследования показывают, что дети, регулярно употребляющие мясо, лучше говорят, они активнее, чаще становятся лидерами, показывают более высокие результаты как в спортивных состязаниях, так и при проведении тестов на уровень интеллектуального развития.
Предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу, индейку, значительно менее полезны разные виды варёных колбас (о копчёных речь вообще не идёт), сосиски и сардельки. Субпродукты (почки, печень, сердце и т. п.) служат источником не только полноценного белка, но и железа, витаминов В6, В12 и др., поэтому они также должны присутствовать в пищевом рационе детей.

Среди рекомендуемых видов рыбы — ТРЕСКА, МИНТАЙ, ХЕК, НАВАГА, СУДАК и др. Рыбные деликатесы (икра, солёная рыба), а также рыбные консервы по своей пищевой ценности не имеют никаких преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли, что оказывает раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей. Поэтому их можно включать в рацион лишь изредка, да и то в небольших количествах.
Хорошо, если ребёнок получает до 80 — 100г мяса в день. Не следует сильно обжаривать пищу, луче её варить или тушить, так как образующиеся при обжаривании жиры раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе.
Молоко и молочные продукты являются источником не только белков и жиров, но и одним из основных поставщиков легко усваиваемого кальция, необходимого для образования костной ткани, а также витамина В2. Чрезвычайно важно, чтобы дети каждый день ели кисломолочные продукты: (КЕФИР, БИОКЕФИР, ЙОГУРТ, РЯЖЕНКУ), а также СЫР, ТВОРОГ, СМЕТАНУ. Считается оптимальным, если ребёнок получает в день 400-500мл молока или молочных продуктов.

В рационе детей обязательно должны присутствовать овощи, фрукты и плодоовощные соки.                                Ежедневно дети должны получать: 150-200г картофеля и 200-250г овощей (капуста,кабачок, тыква, огурцы, помидоры, морковь,свёкла, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок; 200-300г свежих фруктов и ягод (яблоки, груши, вишня, сливы, черешня, малина, клубника, виноград), различные плодоовощные соки, особенно полезны соки с мякотью (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.).
Фрукты и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов, бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты чёрная смородина, зелёный перец, шиповник. Высоко её содержание в цитрусовых, зелёном луке, цветной капусте. Витамин Р усиливает действие витамина С в организме. Удачное сочетание этих витаминов имеется в цитрусовых: апельсинах, мандаринах, лимонах и черноплодной рябине. Богата этими витаминами каротином (который в организме превращается в витамин А) особенно богата морковь. Немало его и в томатах, абрикосах, зелёном луке, сладком перце, облепихе, зелени. Фрукты, овощ и плодоовощные соки также являются важнейшим пищевым источником калия.
Весьма существенным достоинством этой группы продуктов является высокое содержание в них пищевых волокон,содержащих целлюлозу (клетчатку), гемицеллюлозу и пектиновые вещества.
…В пищевой рацион детей должны быть обязательно включены хлеб (ржаной и пшеничный),макароны и вермишель (ИЗ МУКИ ТВЁРДЫХ СОРТОВ), крупы, особенно гречневая и овсяная, обеспечивающие углеводами, растительными жирами, растительными волокнами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др.
В рационе питания также должны ежедневно присутствовать жиры в виде сливочного масла (20-50г), сметаны (5-15г), растительного масла (подсолнечного, кукурузного, оливкового и др. — 8-10г)
ДЛЯ ОБЖАРИВАНИЯ ПРОДУКТОВ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОПЛЁНОЕ или сливочное масло, или качественное кокосовое масло.

ПЛОХОЙ АППЕТИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Плохой аппетит — одна из самых распространённых жалоб родителей, приходящих на приём к врачу-педиатру. В таких случаях сначала необходимо разобраться, а такой ли он плохой?
За первый год жизни ребёнка родители привыкают к тому, что его потребности в еде быстро возрастают. Но на втором году жизни темпы роста ребёнка снижаются и, следовательно, не так быстро, как в предыдущий период, возрастают потребности в еде. Поэтому если ребёнок и ест плохо, и весит мало, — это действительно проблема, с которой нужно обращаться к доктору. Но если вес и рост ребёнка соответствуют норме, то это совсем другая история.
На самом деле только 25% людей на сегодняшний день имеют стабильный обмен веществ. Все остальные делятся на 2 категории: либо человек (и ребёнок в том числе) ест много, но при этом остаётся без каких-либо жировых отложений, либо, наоборот, ребёнок и ест вроде бы совсем немного, но его вес явно избыточен по отношению к росту. Таких детей нельзя перекармливать, основная часть энергии, полученной с пищей, у них откладывается в виде жировых накоплений, и только её меньшая часть сгорает в «топке» обмена веществ.
Когда встаёт вопрос о плохом аппетите, необходимо несколько дней подряд отмечать всё, что съедает ребёнок. Нередко оказывается, что в перерывах между основным питанием ребёнок уже успел съесть сушку, конфетку, печенье, яблоко, а когда приходит время обеда, он уже не голоден, и на все усилия родителей покормить его реагирует без энтузиазма.

Очень важен и психологический момент. Заметив, что его поведение за едой очень беспокоит взрослых, ребёнок может отказываться от пищи в том числе и для того, чтобы родители удовлетворили его капризы. Кроме того, попытки родителей накормить ребёнка любой ценой могут усилить негативное отношение ребёнка к любой предлагаемой еде. НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ РЕБЁНКА ЗА ТО, ЧТО ОН НЕ ХОЧЕТ ЕСТЬ. Результатом может стать стресс и стойкое отвращение к еде, либо ребёнок начнёт переедать и толстеть. а ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА ОЧЕНЬ СЛОЖНО.
Важно, чтобы ребёнок, садясь за стол, не был перевозбуждён, это сильно угнетает аппетит. Необходимо также соблюдать режим: ребёнок должен кушать в одно и то же время. Имеет значение и то, насколько проветрено помещение: в духоте и настроение хуже, и аппетит слабее.
Кроме того, существуют заболевания, которые приводят к снижению аппетита. Ухудшается он при анемии и заболеваниях органов мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта. Наличие глистов, в том числе лямблий, также приводит к снижению аппетита. Поэтому не удивляйтесь, если врач , прежде чем назначить что-то «повышающее аппетит», попросит сдать анализы крови,
мочи,
соскоб на энтеробиоз,
кала (на копрограмму, дисбактериоз, на яйца глистов).

В некоторых случаях доктор может предложить сдать анализ крови на содержание глюкозы (сахара) и на печёночные ферменты. И только в случае, если анализы не покажут наличия отклонений, можно непосредственно заниматься аппетитом.
Для повышения аппетита чаще всего используются средства, улучшающие состояние микрофлоры кишечника, а также средства. содержащие микроэлементы, так как их нехватка в организме также проявляется снижением аппетита. В ряде случаев назначают Элькар и другие лекарственные средства на основе карнитина, стимулирующие обмен веществ.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы ребёнок достаточное время проводил на свежем воздухе: в скверах, парках, а ещё лучше — за городом.
Детям с задержкой темпов физического развития в качестве дополнительного источника питания могут быть рекомендованы специализированные высокобелковые смеси («Инфатрини», «НутриниДринк»). «Инфатрини» предназначен для детей от рождения до 18 месяцев и может быть единственным источником питания или дополнением к основному рациону. Смесь имеет сбалансированный состав, обогащена полиненасыщенными жирными кислотами, содержит нуклеотиды и смесь пребиотиков ля нормализации функционирования желудочно-кишечного тракта и повышения иммунитета.
Состав «НутриниДринк» оптимален для питания детей после 1 года: смесь обогащена полиненасыщенными жирными кислотами, содержит растворимые и нерастворимые пищевые волокна. Способствует развитию когнитивных функций и зрительного анализатора, способствует правильному развитию кишечной микробиоты и формированию иммунитета.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

НА ПРИЁМЕ молодая 32-летняя  женщина, двое детей, однако телосложение как у подростка: маленькая и худенькая. Проблем много, одна из них — желание поправиться, прибавить в весе, она сказала, что практически ничего не ест, не чувствует вкуса еды, а если и ест, то очень мало, буквально заставляя себя. А ещё, что её постоянно клонит в сон, что она  засыпает в любом месте и в любое время при первой же возможности , просто проваливаясь в приятное забытье.

— О чём вы думаете, когда садитесь за стол?                                                                                                                                               — Протест какой-то внутренний, хотя от голода даже подсасывать начинает, но есть не могу, ем через силу, говорю себе: Ты должна поесть!»                                                                                                                                                                                  -Что  было с едой в детстве?                                                                                                                                                                            — Сколько себя помню, всегда ела очень мало, хотя в раннем детстве лучше (по маминым словам), но мама заставляла есть, ругалась, , если я плохо ела… — и тут она вспомнила…                                                                                           — Однажды мама положила мне макароны, а сама куда-то отошла. Я не помню, почему я не хотела их есть, то ли не  была голодна, то ли они  были невкусными, в общем, я вывалила их в помойное ведро.                                                         — ???                                                                                                                                                                                                                          — Потому что мама очень злилась и ругалась, когда я не ела, и чтобы она не орала, я решила сделать вид, что всё съела. Мама не поверила, догадалась, нашла макароны в ведре и … заставили меня их оттуда вытаскивать.                   — Господи, какой ужас! — непроизвольно вырвалось у меня.                                                                                                                Что произошло в этой сцене? Маленькая девочка получила психологическую травму, связанную с едой.  В итоге — отказ от еды, истощение,  дефицит энергии для жизни, хроническая усталость.                                                                      Через несколько дней после проработки этой травмы она пришла на очередной приём и рассказала, что начала есть, не очень много, но уже кушала, и вкус вернулся. И такой сонливости уже нет, как прежде.                                        —   И мысли ушли, что я должна это съесть, которые обычно возникали в голове каждый раз, когда я садилась за стол (мамин голос. — Прим. автора). Просто сажусь за стол и ем, сколько хочется. Раньше, когда укладывала младшую дочь спать днём, мгновенно засыпала вместе с ней, а теперь лежу и думаю, хочу я спать или нет…

НА ПРИЁМЕ очень приятная молодая девушка 25 лет с лишним весом, которого килограммов так 25 — 30,  не меньше. По её собственному признанию, ест она много: порции большие, сама еда очень калорийная, жирная. Продукты закупаются в больших количествах, можно с уверенностью сказать, что дома процветает культ еды.            — С мамой в детстве не помню, чтобы были проблемы с едой, да и жили очень бедно и мама отправляла меня к бабушке, у той было своё хозяйство…                                                                                                                                                          — Бабушка до пенсии работала поваром в рабочей столовой, привыкла готовить много, и  даже когда ушла с работы, продолжала готовить в больших количествах дома:  и по количеству блюд и по объёмам — пирожки, жареная курица и т.д. и т.п. — ежедневно. Но жила одна, и хотя родственников было много, приезжали они к ней крайне редко, потому что испортила отношения со всеми. А перессорилась из-за того, что они отказывались есть в таком количестве, да ещё могли отказаться, если что-то не нравилось, например, от пересоленного супа. А пересаливала еду бабушка регулярно. Бабушка обижалась, обижалась сильно и надолго!  И к ней перестали приезжать…                 А  потому вся бабушкина любовь досталась нашей героине — вместе с огромным количеством еды…  Хотела не  хотела — ела, растягивая желудок. И здесь вопрос был не в том, чтобы волевым усилием уменьшить порции и изменить рацион. Чтобы двушка могла это сделать, нужно было убрать страх быть отвергнутой.  И бабушки уже не  было в живых, а детский страх остался…

Выводы из этих историй, надеемся, очевидны, и не требуют комментариев. Конечно и излишняя худоба и лишний вес не всегда прямое следствие детских травм связанных с едой, причины могут быть иными, но поведение и отношение взрослых к этому вопросу крайне важны.

ПЕРВАЯ ТВЁРДАЯ ПИЩА ДЛЯ МЛАДЕНЦА  Барбара Темели, Беатрис Требут

Питается малыш из бутылочки или грудью, когда-нибудь ему приходит время учиться есть. Родители должны терпеливо учить его пользоваться ложкой и глотать, так как пищеварение ребёнка сначала должно привыкнуть к твёрдой пище.

Отнятие от груди

Чтобы организм ребёнка постепенно привыкал к переходу, первая твёрдая пища должна быть в отношении консистенции и энергетического действия похожа на материнское молоко. Детям, которые могут вскармливаться грудью, здесь также предлагается рисовый суп.
Одну часть риса на шесть частей воды варить после закипания на медленном огне 4-6 часов. Рис разваривается в жидкий суп, который очень похож на молоко матери. Это новое питание может быть в первый раз предложено после четырёх — пяти месяцев грудного вскармливания, чтобы постоянно заместить одно кормление грудью. Происходит ли это на обед, после обеда или по вечерам, зависит как от ребёнка, так и от матери. Если малыш, например, вечером ещё сыт молоком матери и спит, тогда хорошо дать ему рисовый суп днём, но вначале дополнительно покормить грудью. Жидкое пюре можно давать с ложечки или из бутылки. Если ребёнок вечером уже не насыщается и по ночам каждые два-три часа должен сосать грудь, можно предложить ему новое питание. Так он спит дольше и мать может лучше отдохнуть.

Вначале ребёнок будет делать лишь несколько глотков. Но уже через три-четыре дня количество будет явно больше. В продолжение следующих трёх-четырёх недель количество увеличится примерно до 180-200 мл и заменит одно кормление грудью. В это врем можно постепенно увеличивать долю свежего молока в рисовом супе, чтобы ребёнок был более сытым. Начинают с одной части молока на две части рисового супа, то и другое быстро кипятят вместе. Если ребёнок в течение четырёх недель хорошо переносит это питание, то можно давать лишь одну часть коровьего молока на одну часть рисового супа.
Одновременно теперь можно в рисовый суп с молоком добавлять варёную морковь в виде пюре. Этот сладкий овощ является термически тёплым, восстанавливает ци, укрепляет центральный обогреватель и очень хорошо переваривается.
Если одно кормление грудью было заменено бутылочкой, после этого можно начинать и второе кормление дополнять новой пищей. После того, как второе кормление полностью будет заменено бутылочкой, можно ничего не менять в питании четыре недели.

Таким образом, отнятие от груди будет процессом, который тянется несколько недель. Мать и ребёнок расстаются друг с другом не торопясь, и ребёнок постепенно учится привыкать к новой самостоятельности и радоваться новой еде. Когда мать даёт время ребёнку отучиться от неё, возникает всё больше и больше пространства, которое теперь может вместить и отца. Контакт между ребёнком и отцом станет совершенно конкретным, когда он кормит малыша. Он не должен теперь беспомощно смотреть, когда малыш плачет из-за того,что голоден.

Пюре из овощей, фруктов и злаков
Важно, чтобы поначалу в качестве твёрдой пищи ребёнок получал только приготовленную, термически тёплую или нейтральную пищу, поскольку пищеварение человека основывается на тепловом процессе, так сказать, на внутреннем процессе варки. С помощью пищеварительных соков пища преобразуется и приобретает вид супа. Затем начинают перевариваться отдельные составные части и извлекается ци. Так как в такой суп желудок сначала превращает любую пищу, то супы или приготовленные, тёплые блюда являются для него лёгкой пищей. Ему требуется меньше энергии, чтобы переработать пищу. Совсем не так обстоит дело с холодной или сырой пищей. Необходим высокий расход энергии, чтобы превратить в «суп» термически холодное питание или сырую еду.

Пюре из овощей, фруктов и злаков

Так как энергия ян ребёнка проявляется ещё очень слабо, из-за холодного питания процесс пищеварения будет предъявлять повышенные требования. А как раз бананы, стандартная еда, которой кормят младенцев, являются термически холодными На их переваривание организму требуется больше энергии, чем он может из них получить. Они охлаждают организм, из-за чего к тому же страдает защита. Бананы ослабляют центральный обогреватель и при продолжительном потреблении приводят к хроническому недостатку ци селезёнки со всеми его последствиями.

Знаете ли вы, впрочем, почему не только дети так сильно любят бананы?
Подобно белым булочкам и шоколаду, они содержат вещества, родственные опиатам. У бананов они являются активаторами серотонина и сольсолинола.
У перезрелых бананов действие может быть настолько сильным, что может приводить в состояние лёгкого опьянения.
Именно в случае с бананами особенно досадно, что западная наука о питании не знает об энергетическом действии продуктов питания и, как правило, ничего не хочет об этом знать. Поэтому здесь у ребёнка недостаток энергии будет заложен уже в колыбели.

С тех пор как появились трансокеанские перевозки, традиционная еда для малыша — морковное пюре и фенхелевый чай — была вытеснена бананами и апельсиновым соком. Тот, кто знает, что фрукты из жарких климатических зон являются энергетически холодными и служат для того, чтобы освежать и охлаждать живущих там людей, может себе представить, что эта пища может причинить чувствительному малышу, к тому же в нашем холодном климате! Теплое, богатое ци материнское молоко, насыщая энергией пищеварительный тракт ребёнка, укрепляет его организм, а бананы и фруктовые соки вредят ему.
Дети, которым с самого начала давали тёплую пищу, развивают явное природное чутьё, что им полезно и что нет. Они естественно желают тепла. Если эта потребность удовлетворена термически нейтральной и тёплой приготовленной едой, то будет заложен фундамент для здоровых, сбалансированных привычек в питании.

Овощи

Малыш, не находящийся на грудном вскармливании, уже на четвёртом месяце получает приготовленное морковное пюре. Ребёнка, который шесть месяцев вскармливался грудным молоком, начинают кормить из бутылки или с ложки. Если в течение нескольких дней пюре переносится хорошо, то прибавляют другие виды овощей, которые готовят таким же способом без приправ и соли. На первом году жизни, особенно зимой, предпочтительны морковь, тыква, сладкий картофель (топинамбур) и фенхель, так как они являются термически тёплыми.

Вследствие их сладкого вкуса и жёлтого цвета они особенно пригодны для укрепления элемента земля — селезёнки и желудка. Постепенно к ним добавляют нежные листовые овощи, такие как шпинат и мангольд, а также кольраби, красную свёклу и цветную капусту. Между каждым новым сортом овощей ждут пару дней, чтобы посмотреть, переносит ли их ребёнок. Последние из названных овощей действуют слегка освежающе. Особенно они пригодны для употребления в пищу летом и в сочетании с тёплыми продуктами. Чтобы пюре было более сытным, в него добавляют кусочек сливочного масла (не менее82%), а лучше топлёное несолёное масло или немного свежих сливок. При выборе пищи для ребёнка и её приготовления важно, чтобы родители не исходили из своих собственных привычек в отношении вкуса и разнообразия. Младенец вполне может неделями в качестве естественного овоща получать морковь и тыкву без какого-либо вреда для себя и без того, чтобы это питание ему надоело, — при условии, что он получает то, что соответствует его высшей ступени развития: сладко-нейтральные или сладко-тёплые овощи.

ЗЛАКИ

Основу питания малыша составляют злаки, овощи и НЕБОЛЬШИЕ количества фруктов. Злаки — самые маленькие в мире с огромным действием: ведь одно лишь зёрнышко содержит силу, благодаря которой развивается целое растение. С тех пор как около ста лет назад картофель начал вытеснять с наших тарелок злаки, картофельное пюре стало проверенной, ежедневной, оптимальной едой малыша. Но картофель ни в коей мере не равноценен злакам. Он считается овощем и, соответственно, содержит мало ци и не имеет множества преимуществ злаков. Вследствие этого его можно использовать только время от времени. Кроме того, он растёт под землёй. Хотя то же можно сказать и о моркови, в отличие от неё картофель растёт вниз, в то время как морковь растёт вверх. Согласно принципу тождества в природе, сорта овощей с направлением развития вверх вызывают рост ребёнка тоже вверх. Это значит, они способствуют связи с небом, равно как и раскрытию души.
Злаки являются или являлись важнейшим продуктом питания во всех оседлых культурах Земли. То, что картофель вытеснил злаки из занимаемого ими места, было ошибкой с губительными последствиями: поскольку родители питаются, не получая ци, многие дети рождаются уже со слабой конституцией. Пожилые люди, которые выросли на злаках, употребление которых во много раз превышало нынешнее, и на простых продуктах, зачастую обнаруживают конституцию и здоровье значительно более крепкие, чем у детей нашего современного состоятельного общества с их хвалёными продуктами питания.

ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ЗЛАКОВ следует обратить внимание, что их нужно хорошо проваривать или долго замачивать, так как сырые или непроваренные они плохо перевариваются. Первоначальный рисовый суп, с которым малыша отнимают от груди, можно не раньше седьмого месяца частично или полностью заменить кашей из злаков. Приготовление каши очень простое. Для этого необходима ручная или электрическая мельница для злаков. Для малыша зерно должно быть мелко перемолото. Оно должно развариваться в воде на маленьком огне по крайней мере двадцать минут. Полноценный РИС и ПШЕНО лучше всего подходят для первой детской каши.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ МОЛОЧНОЙ КАШИ УТРОМ И ВЕЧЕРОМ:
Воду и молоко нужно смешать в соотношении один к двум. Для одной бутылочки потребуется 165 мл молока и 85мл воды. В жидкость добавляют поначалу одну столовую ложку, позднее две-три столовые ложки мелко помолотого пшена или перемолотого полноценного риса и доводят её до кипения. Кашу оставляют развариваться на маленьком огне при многократном помешивании двадцать-тридцать минут. Затем добавляют немного масла ростков пшеницы. Наливают кашу в бутылку или в тарелку и оставляют её охлаждаться до необходимой температуры. Кашу можно варить сразу на утро и на вечер и хранить закрытой в холодильнике.

Так как молоко в больших количествах вызывает накопление слизи в организме и нагружает селезёнку необходимостью преобразовывать слизь, его не следует добавлять в кашу каждый раз. На обед и полдник кашу из перемолотых злаков с овощами и фруктами можно либо самостоятельно приготовить по вышеописанному способу, либо прибегнуть к готовым хлопьям для малыша из магазина натуральных продуктов.
Такие сорта злаков, как пшеница, спельта, овёс и ячмень, содержат клейковину, иначе глютен, который должен особенно хорошо расщепляться при пищеварении. Многие дети реагируют нарастающей аллергией, если они слишком рано стали есть эти плохо перевариваемые сорта злаков. Хотя потребность в минералах и питательных соках недостаточно покрывается рисом и пшеном, для начала их полностью хватает. Позже к ним добавляют пшеницу, спельту или ячмень, которые нужно мелко перемолоть. С тем, чтобы эти виды злаков лучше переносились, их на пару часов оставляют набухать в воде, прежде чем довести до кипения и варить двадцать минут на маленьком огне.
В магазинах натурального питания можно купить различные злаковые хлопья для малышей. Так как они практичны в приготовлении, они могут при случае оказать помощь. Но, во-первых, они дороги, а во-вторых, у злаков сохраняется больше ци, если их перемолоть непосредственно перед приготовлением.

ФРУКТЫ

Не только овощи, но и фрукты младенцы должны получать тоже лишь в приготовленном виде, ведь — как уже неоднократно упоминалось — приготовленная пища легко переваривается и организм может из неё извлекать больше соков и ци, чем из сырых фруктов и овощей. Большинство местных сортов фруктов, кроме того, являются термически освежающими, то есть они обладают слегка охлаждающим действием на организм. Непосредственно охлаждающее действие местных фруктов на желудок и селезёнку исключаются благодаря их приготовлению. В детском питании нужно стараться ИЗБЕГАТЬ ЮЖНЫХ ФРУКТОВ, поскольку они , как например, бананы, являются термически холодными и из-за этого вызывают холод и застой в пищеварительном тракте. Чем младше ребёнок, тем он более восприимчив к этому , вызванному продуктами питания, внутреннему холоду. Так как бананы очень сладкие и имеют нежную однородную консистенцию, которая очень нравится маленьким детям, их необходимо принципиально избегать, чтобы у ребёнка не появилось пристрастия к этому слишком сладкому фрукту. Как и в питании для взрослых, рекомендуется предпочитать местные фрукты по сезону, так как благодаря этому ребёнок получает именно то, что ему требуется в соответствующее время года.

Избыток раздражителей вследствие постоянно меняющихся вариаций вкуса скорее вредит ребёнку, чем приносит пользу, поэтому зимой можно неизменно и спокойно прибегать к проверенному яблоку. Так как сладкие яблоки действую менее охлаждающие, чем кислые, нужно предпочитать первые. Готовят их следующим образом.
Яблоко очистить, мелко порезать, сварить и размять вилкой. Садовые яблоки готовят с кожурой и протирают через сито. Если яблоку недостаёт натурального сладкого вкуса, можно добавить небольшое количество ячменного солода. Если смешать его с кашей, получится превосходное блюдо для послеобеденного времени.
Другой вариант.
Очищенное яблоко натереть на стеклянной тёрке и тотчас смешать с кашей или с сухарями из хлеба с отрубям, замоченными в горячем молоке или горячей воде.
Летом также можно готовить подобным способом и другие фрукты: груши являются значительно более охлаждающими, чем яблоки, абрикосы, персики, малина и сливы.

ДЛЯ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ сбалансированное питание выглядит следующим образом:
УТРОМ молочная каша (1\3 воды, 2\3 молока);
ДНЁМ пшённая или рисовая каша из смолотых злаков или хлопья для малышей с овощами в виде пюре;
ПОСЛЕОБЕДЕННОЕ ВРЕМЯ — манная ли злаковая каша с тушёными фруктами;
ВЕЧЕР — молочная каша (1\3 воды, 2\3 молока).

В ЧЁМ МАЛЫШ СОВСЕМ НЕ НУЖДАЕТСЯ

В наши дни человека захлёстывают постоянно меняющиеся впечатления и быстро движущиеся объекты. С энергетической точки зрения, это приводит к истощению соков организма, сопровождающемуся внутренним беспокойством. Малыш должен быть защищён от этого. Например, детская коляска с её складной крышей служит, естественно, защитой от дождя. Но, помимо того, крыша нужна и для того, чтобы защитить ребёнка от излишних зрительных раздражителей. Окошко на детской коляске и пластиковая крыша абсурдны, так как в городе ребёнок и без того подвергается слишком большому количеству впечатлений и шума. Кроме того, детская коляска изначально задумана так, чтобы у ребёнка перед глазами всё время были его родители. Зрительный контакт даёт ему уверенность и защищённость.
Пока ребёнок мал, ему можно повязывать косыночку, чтобы хоть как-то помочь ему выстоять под ударами множества раздражителей. Кроме того, накинутый на голову шёлковый платок или шапочка помогают защитить высокочувствительный организм от изматывающих колебаний среды.
Многообразие питания может вызывать у ребёнка на телесном уровне избыточно воздействие раздражителей. Избыточное воздействие раздражителей называется рассеиванием. Это противоположность концентрированности. Оно вредит центру ребёнка, его внутренней стабильности, элементу земля с его органами желудком и селезёнкой.

Следовательно, детское питание по системе пяти элементов отличается своей простотой. Немного энергетически полноценных злаков и овощей достаточно, чтобы дать ребёнку всё, на наскучив ему этим, и чтобы он не испытывал недостатка ни в чём. Если речь идёт о потребностях ребёнка, родители не должны допускать, чтобы ребёнок превратился в «ротик», избалованный постоянно растущими удовольствиями, но не забывать, что СЛАДКИЙ ВКУС в форме ЗЛАКОВ и ОВОЩЕЙ как раз полезен ребёнку.
Если ребёнок получает злаки, свежие овощи и фрукты, то от всего другого можно отказаться. Малыш НЕ НУЖДАЕТСЯ ни в МЯСЕ, ни в ЯЙЦАХ, так как избыток белка ускоряет процесс развития ребёнка неестественным образом. Кроме того, энергия ЯН из МЯСА слишком сильна для ребёнка, чтобы он мог развиваться постепенно. Мясо слишком ускоряет этот процесс. Ян в ребёнке слишком мощная сила, которой нужно осторожно управлять. Если ян пробудится слишком рано — из-за мяса или излишка внешних раздражителей, — возникает внутреннее беспокойство: МЛАДЕНЕЦ БУДЕТ СЛИШКОМ МАЛО СПАТЬ И СТАНЕТ ГИПЕРАКТИВНЫМ.
p.s. Согласитесь, несколько непривычная точка зрения, с учётом рекомендаций от доктора Спока. Но отказать в мудрости ТКМ (традиционной китайской медицины) невозможно. Однозначно, при больших сомнениях в данных рекомендациях, следует уменьшать дозы белковых продуктов.

От ФРУКТОВЫХ СОКОВ тоже можно отказаться. Младенцы быстро привыкают к ним и потом больше не довольствуются простым несладким чаем или водой,которых достаточно для утоления жажды. Кроме того,фруктовый сок даёт насыщение, и ребёнок уже не станет есть приготовленное с любовью овощное пюре. Соков или других напитков, которые содержат сахар, безусловно, необходимо избегать. Сахар ослабляет ци ребёнка, и он быстро приобретает нездоровую привычку к сладкому. Из-за сахара естественное восприятие ребёнком вкуса будет полностью испорчено. Поэтому не нужно стремится к сахару в детском питании. Вследствие промышленной обработки сырой сахар так рафинируют, что все посторонние вещества удаляются как отходы. Но как раз эти посторонние вещества содержат все витамины и минералы, которые делают сахар-сырец таким ценным. Если есть белый сахар, то организм должен извлекать минералы и витамины из собственных резервов, чтобы его переварить. Так потребление белого сахара приводит к недостатку минералов и витаминов,что приводит в раннем возникновении кариеса. Страсть к сахару у детей выражается в первую очередь к беспокойству, а позднее к слабости концентрации и снижению выносливости.
В первый год жизни ребёнок НЕ НУЖДАЕТСЯ в ПРИПРАВАХ и СОЛИ. Соль нагружает ПОЧКИ и приводит к закостенелостям в организме. Если дать младенцу обычной минеральной воды, то он уже через короткое время отреагирует температурой и отёками. Есть лишь немногие сорта исключительно ненасыщенной минералами столовой воды, которую можно было бы предложить для младенцев.    Барбара Темели, Беатрис Требут

 

МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК  Барбара Темели, Беатрис Требут

Почему родители так привязаны к своему домашнему очагу в первые три года жизни их ребёнка? Почему маленькие дети так чутко реагируют, когда нарушаются их привычки или их ритм?
Ребёнку в его первые три года жизни необходимо раскрыть свой элемент земля, правильно определиться на Земле и в буквальном смысле укорениться. Когда ребёнок в первый раз произносит «Я», это является знаменательным моментом, который показывает, что он начинает осознавать себя как личность и узнавать сидящего напротив как «ТЫ», как отдельного от себя самого. До сих пор ребёнок был не в состоянии узнавать себя как самостоятельное существо с собственным центром, его элемент земля был ещё незрелым. Он был полностью зависим от тесных отношений с родителями, от его близкого окружения и от надёжности таких постоянно повторяющихся «ритуалов», как кормление, и от пребывания в любви. Этот период оставляет родителям, и особенно матери, немного пространства для собственного раскрытия. С ограничением личной свободы родителям, наверное, легче справляться, когда они не забывают о необходимых для ребёнка жизненных обстоятельствах и начинают осознавать связь с ним. Постоянное окружение заботой, безусловная любовь и ритмичное течение в быту дают ребёнку защиту, безопасность и опыт, что среда, в которой он родился, принципиально преисполнена любви.

Другими словами, от родителей он требует стабильности элемента земля, которую он ещё должен сам приобрести. Позитивные впечатления первых лет жизни дают ребёнку изначальное доверие и возможность проявить свой внутренний потенциал в зрелой, сильной личности. так как он с любопытством и открытостью разведывает и узнаёт своё окружение.
Регулярность сна и кормления ребёнка создают в конечном итоге также и пространство для родителей. Как приятно матери знать, что ребёнок всегда в одно и то же время спит, в установленное время ест и каждый вечер засыпает в кровати под песенку. Регулярность у ребёнка наступает, разумеется, лишь в том случае, если родители принимают ритм за основу в своих жизненных привычках. Частые путешествия, переезды или хаотичные жизненные обстоятельства в быту создают для ребёнка трудности в развитии внутренней стабильности и в наступлении спокойствия, чтобы найти столь важный для его здорового развития достаточный сон.
При всей любви и заботе, в которых нуждается маленький ребёнок, разумеется, точно так же важно дать ему достаточно собственного пространства. Как молодое деревце, которому требуется достаточно места, чтобы расти вверх и распустить свою крону, маленький ребёнок ребёнок раскрывает потенциал элемента дерево через игру, шум и собственные творческие силы.

Что касается развития ребёнка, элемент дерево поддерживает рост, развитие и силу осуществления. Если слишком живая энергия элемента дерево будет чрезмерно стеснена в ребёнке, то это приведёт к застою в области органов элемента дерево — печени и желчного пузыря. Через неконтролируемые вспышки гнева организм пытается ликвидировать застой энергии. В основе же лежит одно — невозможность для ребёнка жить своим потенциалом осуществления и своим воплощением, так как для этого у него нет пространства.
Властная любовь, преувеличенная забота или несправедливое обращение представляют собой также ограничения, которые, со своей стороны блокируют органы металла — лёгкие и толстый кишечник. Астма, кожная сыпь и запор у маленьких детей являются таким заболеваниями, которые связаны с этими органами и с подчинёнными элементу металл психическими состояниями печали или эмоциональной зажатости из-за «слишком большой любви».
Искусство воспитания детей состоит в конечном итоге в том, чтобы найти правильную меру. С одной стороны, нужно настойчиво, но с большим пониманием устанавливать границы, чтобы у ребёнка были ориентиры, к тому же не в последнюю очередь необходимо, чтобы родители сохраняли собственное личное свободное пространство. С другой стороны ребёнку тоже требуется пространство, чтобы раскрыться, чтобы учиться и накапливать опыт.

Печален тот факт, что сегодня больше трети всех взрослых клиентов, которые приходят на консультации по питанию, страдают так называемым застоем ци печени, что означает энергетический затор в меридиане печени, объясняющийся эмоциональными расстройствами в раннем детском возрасте из-за чрезмерного ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. Ощущение кома в горле и внутреннее напряжение, которые сопровождают эти состояния, — знак того, что человек не научился вести образ жизни, соответствующий его способности к осуществлению, и в конфликтных ситуациях реагирует нездоровой формой сдерживания энергии печени, которая приравнивается к здоровому агрессивному потенциалу. Угнетённая ярость или неконтролируемая вспышка гнева одинаково являются признаками скопления ци печени. Многие заболевания сопровождаются застоем энергии: СКОПЛЕНИЕ ТКАНИ В ФОРМЕ РАКА, МИОМЫ, КИСТЫ И ОПУХОЛЕЙ, кроме того, некоторые формы ПОВЫШЕННОГО КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ И КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОЗГ — мы называем лишь некоторые из таких недугов.
Во время своего последнего приезда на Запад один молодой тибетский лама (духовный учитель) в ответ на вопрос о его впечатлении от нашего общества сказал: «Чем дальше в стране прогрессирует техническое развитие, тем больше времени должны тратить люди, чтобы организовать свою жизнь и обслуживать все инструменты, которые они используют, и постоянно следить за ними». Другими словами, наша жизнь уж слишком сильно стеснена внешними условиями. Это давление у многих людей приводит к внутреннему напряжению и недостатку времени. Чтобы в изнуряющем внешнем мире создать пространство покоя и удовлетворения и вдобавок понимание, что здоровое развитие ребёнка важнее, чем превосходное функционирование, порядок и чистота.

ДЕТСКАЯ КУХНЯ — КАК МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК ПОЗНАЁТ ПИТАНИЕ

Теперь наступил прекрасное время, когда младенец превращается в ребёнка. На своём высоком стульчике он может двигаться на уровне глаз родителей и участвует в трапезе. Он наблюдает за родителями или за старшим братом или сестрой и пытается копировать, как они едят. Учиться есть за столом получается только путём имитации. Родители, которые являются хорошим примером для своего ребёнка, заботятся о том, чтобы ребёнок перенял хорошее поведение за едой и ел с радостью и аппетитом. Естественно, знакомство с ложечкой удаётся не с ходу. Со стороны родителей необходимы терпение и снисхождение, чтобы первый эксперимент с едой за столом стал для ребёнка приятным переживанием. Ребёнок утверждается в своей самостоятельности, если каждый раз, как он запачкается, у него не отбирают ложечку, чтобы самим его покормить.
Благодаря поддержке взрослых он приобретает уверенность в своих способностях, которые со временем становятся всё лучше. Также очень быстро у ребёнка возникает интерес к приготовлению пищи, и он внимательно наблюдает, как каша остывает и как её кладут на тарелочку. Уже крошечные малыши любят обращаться с настоящими кастрюлями и ложками, нередко пренебрегая дорогими развивающими игрушками.

Кухня всё больше и больше будет становиться захватывающим местом экспериментов, и ребёнок с самого начала приучается, что приготовление еды является прекрасной, важной работой. Когда он становится немного взрослее, то с вниманием следит, что происходит в кастрюле. И скоро он уже может помогать размешивать соус в салате или охлаждать слишком горячую бутылочку с водой.
Дети познают питание со всем пониманием. Они хотят дотрагиваться, щупать, нюхать и пробовать. Играя, годовалый ребёнок уже осваивает обхождение с различными продуктами питания и испытывает большое удовольствие от совместного творческого приготовления блюд. И он нуждается в доверии матери, которая даёт ему что-нибудь самостоятельно сделать. Он требует похвалы за его творчество несмотря на последствия. Естественно, родители должны знать об опасностях и подстраховывать ребёнка, когда он стоит на стуле вблизи от горячей плиты или управляет кухонным оборудованием. Удивительно быстро дети становятся настоящими маленькими мастерами на кухне, которые искусно экспериментируют, едят с радостью и от всего, что связано с кухней и едой, испытывают удовольствие. Совсем скоро они познают, сколько радости доставляет готовить хорошую еду из свежих продуктов, сыпать крупу сквозь пальцы, молоть муку мельницей и как весело, когда из фруктов и орехов получаются вкусные сласти. Уже в этом раннем возрасте закладывается фундамент здоровых привычек в еде. Ребёнок, который научился дома с радостью готовить, позднее ясно ощущает разницу между приготовленной с любовью едой и безвкусными готовыми блюдами. Также позднее ему не придётся прибегать — из-за недостатка знаний в кулинарии — к фастфуду и консервам.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ СТАНОВИТЬСЯ СИЛЬНЫМИ

Так же как и у младенца, задача маленького ребёнка состоит в том, чтобы укрепить центральный обогреватель, так как он находится всё ещё в стадии становления и является самым слабым звеном в цепи. Для здорового роста ребёнка питание, поглощение питательных веществ и восстановление ци, как и прежде, играют главную роль. Самые незначительные погрешности в питании ребёнка могут привести к серьёзным осложнениям. Если ребёнок съел или выпил слишком много холодного, это легко может привести к переохлаждению, насморку, кашлю или поносу. Как уже пояснялось, ХОЛОДНОЕ ПИТАНИЕ ОСЛАБЛЯЕТ СЕЛЕЗЁНКУ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВНУТРЕННЮЮ ЗАЩИТУ. Задача селезёнки — разделять «чистое», что значит пригодное для использования, и «мутное», что значит, непригодное питание. Чистое направляется в виде чистого ци в круговорот энергии, мутное выводится из организма в виде кала и мочи. При слабости селезёнки чистое и мутное разделяются недостаточно чётко, и мутное накапливается в форме так называемой слизи. С помощью направленной вверх энергии ян слизь попадает в верхний обогреватель, где она вызывает насморк, хроническую простуду, воспаление среднего уха и т.д.
К ОБРАЗОВАНИЮ СЛИЗИ ПРИВОДЯТ в первую очередь МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ — питьевое молоко, йогурт, сыр и т.д. — особенно тогда, когда их сочетают с охлаждающими фруктами, например бананами. ТИПИЧНАЯ ЕДА РЕБЁНКА: ТВОРОГ ИЛИ ЙОГУРТ С БАНАНАМИ — ХУДШЕЕ, ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЁНКУ В КАЧЕСТВЕ ПИТАНИЯ.    Барбара Темели, Беатрис Требут

P.S. Думаю, следует не забывать, что мы живём не в банановой республике и зимой в большинстве регионов России холодно. Налаженные трансокеанские перевозки позволяют употреблять бананы круглый год, и холодное время года — не лучшее время для их употребления при всей их ценности.

Высказывание одного из наши учителей: «БАНАН ДЕЛАЕТ ТУПЫМ», — хотя и несколько резкое, в двух словах описывает, как бананы действуют на духовное развитие ребёнка. Сочетание охлаждающего действия бананов и слизеобразующего действия творога очень быстро приводит к слабости ци селезёнки, сопровождающейся скоплением слизи. Из-за этого верхний обогреватель и вместе с ним мозг будут недостаточно обеспечены энергией. Кроме того, скопление влажной слизи делает ребёнка вялым, так как оно мешает тому, чтобы ци циркулировала в организме в достаточном количестве. Эта вялость также всегда выражается в духовной апатии и недостатке жизнерадостности. Вследствие этого в духовном плане ребёнок будет менее живым, бодрым и восприимчивым. У взрослых недостаток ци селезёнки выражается в слабости концентрации.
Мутные компоненты питания, которые при слабости селезёнки на выводятся наружу, накапливаются в пищеварительном тракте, формируют слизь, что в сочетании с теплом тела в конце концов приводит к так называемому «влажному жару», или «поднимающемуся горячему пару». Эти явления выражаются у ребёнка как гнойное воспаление среднего уха, повышенная температура, кишечные колики, кожная сыпь, хронический насморк, бронхит, кашель или выделения из глаз. В наши дни все эти заболевания являются «побочными эффектами» детского питания, рекомендованного западными специалистами по питанию. В Китае почти не питаются молочными продуктами, и матери в Китае знают, что сырое питание и плоды растений охлаждают организм. В итоге, китайские детские врачи знакомы, например, с воспалением среднего уха только по учебникам.

Впрочем, то же относится и к декальцинации костей, остеопорозу, который в западных индустриальных странах, особенно у женщин после климактерического периода, увеличивается в пугающих размерах — несмотря на то что большинство женщин по совету врачей и учёных по питанию употребляют большие количества молочных продуктов для мнимой профилактики этой болезни. В Китае, где люди годами почти совсем не употребляют молочных продуктов, во врачебной практике остеопороз является редчайшим симптомом. Однако западные исследователи тоже выявили, что молочные продукты, хоть и содержат очень много кальция, необходимого для восстановления кости, как раз и препятствуют отложению кальция в костях.
Другими продуктами питания, которые служат причиной вышеуказанных осложнений из-за охлаждающего действия на селезёнку и которые дают маленьким детям часто и в огромных количествах, являются: САХАР, СЛАСТИ (с сахаром), МОРОЖЕНОЕ, ВСЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ПРЯМО ИЗ ХОЛОДИЛЬНИКА НАПИТКИ, ФРУКТОВЫЕ СОКИ И ВСЕ ЮЖНЫЕ ФРУКТЫ, например КИВИ, МАНДАРИНЫ, МАНГО И АПЕЛЬСИНЫ.

В следствие загрязнения окружающей среды, изнурительного образа жизни, утомительной школьной обстановки и трудных семейных отношений, в нашем обществе дети нуждаются в телесном и духовном отношении в хорошей защите, что называется.в сильной конституции, чтобы быть готовыми к неприятностям нашего времени. То, что испорчено у ребёнка в первые годы жизни, не исправить, так как в это время закладывается основа для силы организма ребёнка и для крепости его личности. ПЕЧАЛЬНО, НО ВЕРНО, что в нашем обществе именно питанию слабых — СТАРИКОВ И ДЕТЕЙ — уделяется так мало времени и заботы: ИХ БУКВАЛЬНО ЗАКАРМЛИВАЮТ ИНДУСТРИАЛЬНО ПРИГОТОВЛЕННОЙ ПИЩЕЙ, КОНСЕРВАМИ, ГЛУБОКО ЗАМОРОЖЕННОЙ И РАЗОГРЕТОЙ В МИКРОВОЛНОВКЕ ЕДОЙ.

После отнятия от груди и стадии пюре — примерно с четырнадцатого месяца — приходит время подавать блюда для ребёнка аппетитно и интересно, причём не обязательно, чтобы они были сложными: ведь задача питания маленького ребёнка — простота. И всё-таки малютка радуется пёстрому разнообразию блюд. На высоком стуле за столом теперь он всё больше хочет есть то же самое, что едят его родители,и так же , как это делают они, из такой же тарелки и соответствующей ложкой. Для родителей это означает уменьшение расходов, так как вскоре для ребёнка больше не нужно будет готовить нечто особенное — естественно, при условии. что родители питаются сбалансированно и полноценно и отказываются от острых приправ в своих блюдах. Вместо приготовления пюре, теперь достаточно размять пищу вилкой. Кок есть, чтобы ребёнок учился путём подражания родителям. Они показали ему, что пищу нужно тщательно измельчать зубами, прежде чем её глотать. Теперь он должен ещё научиться тому, что существует постоянный ритм.
Приём пищи должен происходить всегда в одно и то же время. В промежутке есть паузы, когда ничего не едят, так как надо переваривать пищу. По-прежнему важно, чтобы ребёнок достаточно сыпал. Ведь зачастую у детей происходят пищевые расстройства и потеря аппетита только потому, что они просто слишком устали для еды.
Кроме того, важно, чтобы взрослые за едой не обсуждали проблемы. Маленькие дети реагируют на разлады очень чутко. Чтобы есть с радостью, за столом требуется весёлое, не обременённое заботами настроение.

СЛАДКИЙ вкус по-прежнему играет большую роль. Натуральный вкус хорошо приготовленных овощей или злаков, компотов или в меру неиспользуемых сладких продуктов, как ячменный солод, кленовый сироп или тростниковый сахар, способствуют тому, чтобы маленькие дети не стали большими сластёнами. Оба моих ребёнка, которые привыкли к приятному вкусу натуральной пищи, воспринимают сахаристые сласти как слишком сладкие.
По сравнению с овощами, фруктами и злаками молочные продукты играют второстепенную роль. Каша содержит обильное количество пригодного для усвоения железа. Добавочное блюдо из молочных продуктов БУДЕТ ЗАДЕРЖИВАТЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ЖЕЛЕЗО в кишечнике. Орехи и семечки тоже являются важными поставщиками железа и очень любимы детьми.
В том, чтобы маленькие дети ели мясо, как правило, нет необходимости. Оно слишком трудно переваривается и его энергия ян является слишком сильной для подрастающего ребёнка. Детям более старшего возраста, которые более слабы, имеют бледный цвет лица или склонны к переохлаждениям, можно время от времени давать небольшое количество самостоятельно приготовленного бульона из говядины, чтобы восстановить ци. Иногда можно давать свежую приготовленную на пару рыбу. Она легко усваивается и поставляет столь важный йод и белок. Из тофу (доу фу) также получаются вкусные блюда, и он содержит полноценный растительный белок.

В детские блюда не следует добавлять приправы. Снова и снова родители рассказывают мне, что их маленькие дети охотно едят пикантное: перец чили, чеснок, карри, сырой лук, кетчуп, майонез и колбасу или сосиски дают уже самым маленьким. Для маленьких детей всё это является слишком острым и, соответственно, очень солёным. Они, естественно, привыкают к этому, если часто едят вместе со взрослыми острое, пока наконец их чувство вкуса не собьётся и приятный натуральный вкус не станет в таком случае восприниматься как пресный. Такие крайне солёные или острые блюда, как сосиски, вносят дисбаланс в организм и требуют компенсации, что выражается в жажде сладкого. Сосиски с кетчупом пользуются у многих детей популярностью как любимое блюдо; однако у собственных детей я всё же отмечаю, что они ничего этого не хотят, так как для них оно слишком солёное, слишком острое и слишком кислое.

ПРОСТЫЕ НАПИТКИ для детей — тёплая кипячёная вода и несладкий чай. От детских фруктовых соков можно отказаться. Они слишком сладкие и усиливают желание сладкого. Они не утоляют жажду, но насыщают, так как в них слишком велика концентрация разнообразных фруктов. Их нельзя пить незадолго до еды и во время неё, так как это замедляет пищеварение и ослабляет аппетит.
Все чайные травы имеют специфическое действие, и их следует применять лишь со знанием этого действия и с определённой целью.

Поэтому, как правило, к напиткам нужно подходить избирательно, предпочитая те, которые имеют нейтральное, компенсирующее действие. Иногда можно давать КУКУРУЗНЫЙ ЧАЙ. Если кипятить его 20 минут вместе с небольшим количеством корня солодки, то он действует нейтрально и укрепляет селезёнку. В слишком больших количествах кукурузный чай может сушить лёгкие.
ФЕНХЕЛЕВЫЙ чай можно давать без ограничений. Его согревающее действие оказывает хорошее действие на органы пищеварения.
Можно заваривать как чай ШИПОВНИК. Этот чай действует слегка освежающе, восстанавливает соки, разгружает печень и имеет приятный вкус.
Иногда можно давать несладкий сок, например разбавленный водой морковный. Давать сок лишь время от времени нужно, чтобы это не вошло в привычку.
Следующая чайная смесь защищает от начинающейся простуды и насморка:
0,5 столовой ложки корня солодки
один ломтик имбиря
на пол-литра воды варить двадцать минут.
МОЛОКО — это не напиток, а продукт питания. Оно заменяет кормление, поскольку очень сытное. Поэтому — осторожно! Ребёнок может быстро приобрести привычку выпивать чашку или бутылочку молока, вместо того чтобы немного потрудиться над овощным блюдом. По уже упомянутым причинам на втором году жизни ребёнка молоко в его рационе следует всё больше и больше ограничивать.

ПИТАНИЕ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

ЗАВТРАК

Примерно с четырнадцатого месяца достаточно, если ребёнок ест в основном три раза в день. Утренняя тёплая молочная каша для младенца будет постепенно изменяться: КОЛИЧЕСТВО МОЛОКА БУДЕТ УМЕНЬШАТЬСЯ, а крупу больше не надо измельчать. Хорошо проваренное пшено, полноценный рис, особенно круглозерновой сладкий рис (моти), сваренные мелкие овсяные, пшённые хлопья или хлопья спельты вместе с тушёными фруктами в соответствующее время года хороши для вкусного завтрака, который помогает не только ребёнку, но и его родителям хороша начать новый день. Когда ребёнок становится ещё старше на пару месяцев, можно замачивать на ночь грубо помолотые зёрна пшеницы, спельты, ячменя или овса. Утром вскипятить их и оставить набухать на несколько минут. С этим очень вкусно сочетаются сухофрукты и орехи, которые вместе с крупой нужно замочить на ночь.

Простой ЗАВТРАК ИЗ КРУПЫ для всей семьи может выглядеть следующим образом:
З Немного масла положить в кастрюлю и подогреть,
З добавить сваренное до мягкости пшено,
З затем добавить молотый кунжут (он содержит значительно больше калция, чем молочные продукты), изюм, сладкие яблоки или абрикосы и тушить несколько минут на слабом огне.
Маленькие дети любят этот тёплый завтрак и гордятся тем, что едят то же самое, что и взрослые. Мои дети ежедневно об этом просят, и если иногда тёплого завтрака нет, им чего-то недостаёт.

После каши можно съесть любой бутерброд с маслом и с чем-нибудь нежным, НЕ СЛИШКОМ СЛАДКИМ, что намазывают на хлеб. Джем с сахаром или мёд слишком сладкие. Они оказывают действие на чувствительную зубную эмаль ребёнка. Хороши также КУНЖУТНЫЙ И МИНДАЛЬНЫЙ МУСС, поскольку имеют консистенцию сметаны и содержат очень много кальция. Иногда разнообразить стол может не слишком солёный СВЕЖИЙ СЫР.
Приготовленная каша усиливает пищеварение, согревает желудок и долгое время сохраняет сытость. Даже хлеб с отрубями насыщает лишь на короткий срок и труднее усваивается, чем сваренные злаки, так что вскоре опять возникает голод. Вопреки распространившейся на Западе за последние несколько лет теории о том, что по утрам лучше всего есть лишь сырые фрукты, так как пищеварение по утрам слабее всего, тысячелетняя китайская медицина знает, что пищеварение между семью и одиннадцатью часами утра работает сильнее всего, так как именно в это время желудок и селезёнка находятся на энергетическом пике. К самому полудню телесная энергия ян достигает максимума, и до этого времени детский организм находится в самой высокой фазе активности и движения. После длинной ночной фазы инь ребёнку необходим энергетический завтрак, чтобы войти в новый день с хорошим настроением.

ОБЕД

Когда малютка в возрасте примерно четырнадцати месяцев начинает есть вместе с родителями, можно отделить для него часть общего блюда для всей семьи, прежде чем добавить приправы. Таким образом, становится излишним готовить отдельную пищу для ребёнка.
Точно так же, как в питании по системе пяти элементов для взрослых, ребёнок получает всё, что ему необходимо, если в своих покупках вы ориентируетесь на свежие, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВРЕМЕНИ ГОДА продукты. Поход по магазинам натурального питания или на рынок показывает, какой сезон уже подошёл, и часто выбор свежих овощей и салатов так велик, что даже трудно остановить на чём-то свой выбор. В каждое время года есть много возможностей вкусно сочетать и готовить корнеплодные овощи, листовые овощи, сорта капусты или бобовые. Зелёные овощи, особенно листовые, также как шпинат, мангольд или брокколи, должны попадать на стол регулярно, так как они содержат большое количество минералов.
Для маленького ребёнка лучше всего, если просто тушить овощи в собственном соку и с небольшим количеством сливочного масла, высококачественного растительного масла, или  КУНЖУТНОГО. Немножко свежих сливок или свежего сыра делают блюда более утончёнными.

Основу обеда составляет крупа, сваренная на воде БЕЗ СОЛИ или ДРУГИХ ПРИПРАВ. Для совсем маленьких лучше всего подходит сваренное до нежной консистенции ПШЕНО, ПОЛНОЦЕННЫЙ РИС, КУКУРУЗА, ВАРЁНЫЕ ХЛОПЬЯ из СПЕЛЬТЫ или перемолотый и долго варившийся ЯЧМЕНЬ.                                                                        ПРОСТОЙ ОБЕД ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ выглядит следующим образом:
З Морковь, зелёные бобы, цветную капусту или свежий горох тушить до мягкости,
З добавить каплю масла или молотый кунжут,
М перемешать с этим хорошо проваренный рис,
В добавить немного воды и размять вилкой или сделать пюре толкушкой,
Д добавить чуть-чуть свежих сливок или свежий сыр.

Часто у нас просят совета матери, у которых дети не хотят есть овощи. Естественно, мы снова и снова слышим о том, что дети щепетильны в еде и не хотят того или иного. Но для начала нужно проверить, что они едят кроме постоянной еды. Если, например, в первой половине дня или за едой ребёнок пьёт молоко или какао, то он просто не будет достаточно голоден, чтобы у него появился аппетит на овощи. Кроме того, родители должны быть примером для ребёнка. Если они сами не едят овощей, ребёнок тоже не будет этого делать. Наше отношение к блюду во многом зависит от приготовления. Еда должна выглядеть красиво; например, цветовые акценты вызывают у детей любопытство и аппетит. Наверняка именно в этом кроется причина, почему кетчуп, который по сути дела для многих детей слишком остр и содержит слишком много сахара, так сильно ими любим.

Приложив немного фантазии, можно удивлять и вызывать у детей любопытство: попробуйте-ка добавлять сушёные овощи в блинное тесто и жарьте в небольшом количестве масла. Дети это любят! Или слегка полейте цветную капусту белым соусом и украсьте чёрным кунжутом. Можно попробовать и многое другое. Также очень вкусны супы с несколькими сортами овощей, так как они имеют натуральный сладкий вкус. Прекрасно разнообразят стол макароны с красным морковно-томатным соусом, который умеренно посыпают мягким натёртым сыром. И ещё один совет: дети не должны приступать к еде уставшими. Иначе для них будет слишком утомительным сидеть на стульчике и черпать еду ложкой. Если всё же ребёнок устал, то для совсем маленького можно превратить еду в пюре и налить её в бутылочку.

УЖИН

Перед тем как идти спать, детям необходимо ещё раз поесть, чтобы они были сыты, но при этом еда должна легко усваиваться.

ДЛЯ ЭТОГО ИДЕАЛЬНЫ КАШИ ИЗ ПШЕНА, ГРЕЧИХИ, СПЕЛЬТЫ ИЛИ ПШЕНИЦЫ. С небольшим количеством сиропа, ячменного солода, тростникового сахара и корицы каша становится привлекательной на вид и очень вкусной. Другой вариант дополнения к каше — самостоятельно приготовленный фруктовый сок или свежий несладкий фруктовый сок из магазина натурального питания. Если же порой у вас нет времени, то желанным сюрпризом явится тарелка с различными маленькими бутербродами. В качестве того, что кладут на бутерброд, годится свежий сыр, ореховый мусс и самостоятельно приготовленная намазка на бутерброд, например тофу. СВЕЖИХ ФРУКТОВ ВЕЧЕРОМ НУЖНО ИЗБЕГАТЬ: поскольку вечером пищеварение и так уже слабое, это может привести к брожению в кишечнике.

ПОЛДНИКИ

Нуждается ли ребёнок в чём-нибудь между тремя основными кормлениями, зависит от конституции, аппетита и веса ребёнка. С помощью небольшого количества лакомства можно заполнить паузу во время длинной первой или второй половины дня:дети садятся за стол и съедают или выпивают какую-нибудь мелочь, не отбивая аппетит к обеду или ужину. Эти паузы являются для детей моментом сосредоточения и отдыха, чтобы затем они вновь стали бодрыми и активными.                                                                                                                                                                                                     Что предложить ребёнку на полдник, зависит от времени года. Если ребёнок резвился зимой в снегу, он нуждается в чём-нибудь тёплом — к примеру хорошо дать ГОРЯЧЕЕ КАКАО с ИМБИРЁМ или МЁДОМ; это идеальный напиток для предупреждения простуды, так как он укрепляет центральный обогреватель, активизирует защиту и согревает весь организм. Если к тому же какао готовить в последовательности цикла питания, то оно в высшей степени полезно:
З/О 0,25л молока и0,25л воды довести до кипения,
О перемешать с 1 ст.л. несладкого какао и
З 1 ст.л. мёда;
М добавить 1-2 ломтика свежего имбиря и при помешивании варить 10 минут. Перед подачей ломтики имбиря вынуть.

Сухофрукты и орехи годятся в любое время года в качестве маленького полдника. Грецкий орех особенно хорош для зимы, так как он укрепляет энергию ян почек и тем самым защищает от внешнего холода. Зимой можно поджарить на сухой сковороде грецкие орехи, семечки подсолнечника,или орешки кешью. Благодаря этому они становятся очень вкусны и содержат больше энергии тепла.
Напротив, летом мисочка йогурта или жирного молока с парой ягод или кусочками плодов освежает разгорячённого на солнце ребёнка.

Каждый ребёнок уже после своего рождения имеет собственную историю. В ходе первых месяцев он постепенно показывает свою истинную натуру, присущую ему конституцию, и в нём всё больше и больше проявляется маленькая личность со своими сильными и слабыми сторонами. Благодаря связи с ребёнком и через его питание родители могут помочь ему раскрыть его потенциал и компенсировать его слабости. Знания о сочетаниях пяти элементов и их согласованности могут помочь понять телесное и психическое самочувствие ребёнка, укрепить его или исправить.
Как уже объяснялось в главе «Питание во время беременности», отдельные сорта злаков оказывают различное действие на организм и на душевное состояние. Точно так же и в детском питании: прицельное введение злаков в рацион даёт возможность гармонизировать телесные и психические состояние дисбаланса.

* ПШЕНО, СЛАДКИЙ РИС, АМАРАНТ, КУКУРУЗА и ЯЧМЕНЬ
Пшено, сладкий рис, круглозерный рис, кукуруза и амарант прежде всего укрепляют центральный обогреватель и таким образом — внутреннюю стабильность. Они помогают ребёнку развивать чувство собственного достоинства и эмоциональную уравновешенность.
Замоченные в сухом виде и затем хорошо проваренные пшено, сладкий рис, амарант и овёс (хлопья) годятся для детей, у которых есть признаки недостатка ци селезёнки: слабая соединительная ткань, малоразвитая или вялая мускулатура, растянутые связки, бледный цвет лица, открытый рот, холодные руки и ноги, склонность к поносу или кашицеобразному стулу с непереваренными пищевыми остатками, склонность к простудным заболеваниям, сильная тяга к сладкому, боязливость и робость в поведении.

КАКИЕ СОРТА ЗЛАКОВ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА ИНДИВИДУАЛЬНО

ПШЕНО, СЛАДКИЙ РИС, АМАРАНТ, КУКУРУЗА и ЯЧМЕНЬ
Пшено идеально, чтобы вернуть ребёнку силы после осложнений на желудок или кишечник, поноса и недостатка аппетита.
Полента (мелкая кукурузная крупа) тоже хороша, если у ребёнка слабый желудок и он реагирует на холодные напитки болью в желудке или поносом или когда он приспосабливается к полноценным злакам.
Рис
Полноценный рис представлен как длиннозёрный или круглозёрный. Оба сорта восстанавливают ци и соки, гармонизируют лёгкие и толстый кишечник, увлажняют и регенерируют кожу и укрепляют пищеварение. Разница состоит в том,что круглозёрный в большей степени укрепляет ци селезёнки. В отличие от него у длиннозёрного риса сильнее действие, восстанавливающее соки, чем действие восстанавливающее ци.
Длиннозёрный рис пригоден для детей, которые проявляют следующие состояния и поведение. Ребёнку скорее слишком тепло, чем холодно. По ночам он с удовольствием сбрасывает с себя одеяло. Он склонен к беспокойству и может волноваться по пустякам. Из-за ревности или беспокойства может взвинчивать себя до состояния ярости, так что у него краснеет голова. Резко проявляется упрямство. Зачастую он реагирует на границы, которые установлены родителями, припадками бешенства. У него есть склонность к запорам, нейродермиту: кожа бывает сухой, экзематозной, с покраснением и шелушением на скулах.

РИС
Охлаждающее, увлажняющее действие длиннозёрного риса имеет у такого ребёнка следующее действие: печень, а с ней и эмоциональная вспыльчивость успокаиваются;
кожа питается и регенерирует;
толстый кишечник охлаждается и благодаря этому проходят запоры;
устраняется чрезмерная жажда.
Рис обладает более сильным действием, если варить его целым зерном. В качестве альтернативы его можно перемолоть, приготовив кашу или сварив суп, или при случае ребёнку можно дать рисовые вафли из магазина натурального питания. Вместе с освежающими, приготовленными овощами длиннозерный рис хорош также, чтобы компенсировать жар в самый разгар лета. Ребёнку с описанными выше признаками не нужно давать овсяные хлопья, так как овёс приводит в движение всю энергию тела и возбуждает беспокойство и раздражительность. Для такого ребёнка подходят спельта и пшеница, так как они действуют на печень освежающе и охлаждающе и благодаря этому снижают жар организма. Однако им не хватает специфического действия на кожу и пищеварение.
КРУГЛОЗЁРНЫЙ РИС
особенно подходит к детям, у которых вышеперечисленные признаки сочетаются С СИМПТОМАМИ НЕДОСТАТКА ЦИ СЕЛЕЗЁНКА, такими как КАШИЦЕОБРАЗЫЙ СТУЛ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ХОЛОДУ И ПРИСТРАСТИЕ К СЛАДКОМУ. Кроме того, он помогает тучным детям изгоняя лишнюю влагу и активируя сжигание жиров.
РИСОВЫЙ ОТВАР
дают при желудочно-кишечных инфекциях, так как он лечит пищеварительный тракт.

ПШЕНИЦА И СПЕЛЬТА

Пшеница и спельта, так же как и рис, оказывают увлажняющее и охлаждающее действие, особенно на печень, желчный пузырь и сердце. Они успокаивают дух и тем самым противостоят психическому беспокойству и взвинченности. В противоположность спельте пшеница охлаждает сильнее, и её успокаивающее действие на ци охлаждает сильнее, и её успокаивающее действие на сердце более длительно. Поэтому оба сорта злаков тоже подходят для описанного выше типа детей. Однако особенно эффективно они действуют на детей, склонных к нервозности и расстройствам сна, которые не могут нормально отключаться вечером и целый день носятся как угорелые. Для обоих злаков существует множество способов их приготовления. Целые зёрна замачивают на ночь, а затем долго варят до полной мягкости. Или же их доводят до кипения в перемолотом виде, а затем оставляют набухать. Таким же образом можно приготовить хлопья пшеницы, спельты или мелкую крупу.
ХОРОШИЙ СОН обеспечивается ВЕЧЕРНИМ ПШЕНИЧНЫМ ЧАЕМ:
2 ст.л. грубо помолотой пшеницы варить в половине литра воды 30 минут и отцедить.
Пшеницу потом можно использовать для другого блюда.
Чай дают ВЕЧЕРОМ, иногда подслащая мёдом.
Такой чай помогает детям, у которых повышена температура и вследствие этого они беспокойны. Традиционное немецкое вечернее блюдо для детей — МАННАЯ КАША. Раньше, видимо, знали о расслабляющем действии пшеницы, так же как о том, что ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ, ВСПЫЛЬЧИВЫМ И С ТРУДОМ ЗАСЫПАЮЩИМ ДЕТЯМ НЕ НУЖНО ДАВАТЬ ОВЁС.

ОВЁС

Овёс восстанавливает ци селезёнки. Он оказывает очень сильное оживляющее действие на телесную и душевную энергии. Сваренный в виде хлопьев или перемолотый, он представляет собой укрепляющий завтрак для уравновешенных детей. Присущее ему возбуждающее действие проявляется у детей, у которых слаба инициатива и недостаточно бодрый дух. Дети, которые много спят и имеют более слабую конституцию, получают пользу от активизирующего тело и дух и укрепляющего действия овса.
Благодаря ОБЖАРИВАНИЮ перед приготовлением на сухой сковороде, так называемое янизирующее, согревающее, действие овсяных хлопьев усиливается. Приготовленный вместе с обжаренными грецкими орехами, то есть в таком виде, который в Англии называется «поридж», они тонизируют ян почек, что ИДЁТ НА ПОЛЬЗУ ЛЕГКО ЗАМЕРЗАЮЩИМ ИЛИ БОЯЗЛИВЫМ И НЕУВЕРЕННЫМ ДЕТЯМ.                                                 Барбара Темели, Беатрис Требут

 

 

Оставить комментарий