КРИЗИС ТРЁХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Я понимаю, что у детей тоже плохое настроение бывает, но когда мой неудачный день на его настроение натыкается, то тут крепкие нервы нужны, а у меня их уже почти нет. К этому всему добавляется, что нам рекомендуют пройти тест на развитие. У него подозрение на одаренность, если так сказать можно. Дима уже начинает читать, считать он давно умеет. Чтобы его успокоить, когда он нервничает, нужно что-нибудь рассказывать. Недавно была тема «круговорот воды в природе». Конечно, я только основное рассказала, без сложных подробностей, но он все понял и успокоился. У одаренных детей часто большие проблемы с поведением и психикой бывают, с ними очень сложно. Поэтому не знаю, что мне делать?

***

У меня Дима на ритмику с двух лет ходит и на физкультуру в садике с трёх. Иногда он тоже говорит, что не хочет, но мы все равно идем на занятие. Там он увлекается и от «не хочу» следа нет. А если действительно нет настроения (было всего пару раз), то сидит и смотрит, как детки занимаются. В три года детям сложно решить нравится им что-то или нет. Из моего случая, например: Дима не любит то, что ему недостаточно знакомо, он просто отрицает все новое. В том числе и супер интересные представления, цирк и праздники, а занятия — тем более. Первое время ходим через не хочу и он просто смотрит на происходящее, а потом привыкает и втягивается. Попробуйте (настойчиво, а то почувствует вашу неуверенность) уговорить «сходить посмотреть».

***

Я в детстве на танцы ходила и у меня от музыки ужасно голова болела, но маме я ничего не говорила, не знаю почему. Она через какое-то время сама поняла, что мне там плохо и мы перестали туда ходить. Может и у вас так? Дети часто молчат о своих проблемах.

***

У меня тоже нервы на пределе.
Мы были у психолога, она сказала, что мне надо быть спокойнее, не реагировать на крики и капризы. Спокойно отвечать «да, мой милый, я тебя слышу, ты хочешь … конфеты прямо сейчас/смотреть мультик/ и т.д.» Просто спокойно повторять за ним его слова и показывать, что я его слышу, но не вступать в дискуссии и перепалки с угрозами, не объяснять долго почему нельзя, а сказать это один раз и коротко. «Конфеты будут после ужина» «Мультик посмотрим через 10 минут.»
А вообще, это сплошная борьба, кто здесь главный7

***

У нас во дворе такой способный мальчик. ему 3.5 года, он читает, складывает вычитает до 5.
И мама тоже говорит, что у него часто бывают срывы, истерики. Видимо так природа платит за одарённость, психика не поспевает за развитием.
А где вы проходите тесты на одарённость?

***

Анапа, детский курорт. Мой сын взобрался на горку и случайно толкнул девочку. Неожиданно подбегает мальчик постарше и веткой тычет в лицо сыну, ссадина около глаза. Оглядываюсь и вижу невдалеке молодых смеющихся родителей, которые наблюдали за происходящим. Подходим с сыном. Объясняю, что случайно толкнули девочку, ведь на горке тесно, принесла извинения. На что родители в голос ответили, что брат защищал сестру. Прошло много лет, ситуацию помню. Интересно, каким вырос этот мальчик?

ОДНИМ словом разнообразных жизненный ситуаций великое множество, нужна дополнительная информация для понимания.

Психологический практикум

ПРАВИЛА ДЛЯ БУКИ автор И. Лукьянова.

Не спешите объявлять ребёнка неконтактным — сначала разберитесь в причинах.
Иногда родители видят: вся группа дружно играет на прогулке, а их ребёнок одиноко возится в стороне какими-то веточками. И это повторяется неоднократно. Что с моим ребёнком? — беспокоится мама.

Недостаток опыта общения
Если ребёнок мало общался со сверстниками из-за болезненности или отсутствия детей его возраста во дворе, он может не знать как себя вести. Пытаясь привлечь к себе внимание, он начинает тянуть другого ребёнка за руку, одежду, дерётся, кричит, гримасничает — в результате с ним никто не хочет играть.

Страх потерпеть неудачу
Многие дети боятся, что их будут оценивать. Так часто бывает с детьми, к которым в семье предъявляют повышенные требования. Они не ждут от общения с окружающими ничего хорошего и всячески его избегают. Возможно, ребёнок уже попытался установить контакт, но потерпел неудачу и теперь боится быть отвергнутым.

Характер и воспитание
Если ребёнок из благовоспитанной семьи попадает в шумную детсадовскую группу, он испытывает шок. Если он при этом бойкий, то попытается вписаться в коллектив. А если тихий и тревожный, будет страдать в сторонке.
Некоторые дети уходят от общения потому, что их утомляют шум и быстрые движения. У детей- интровертов потребность в общении ниже, чем у экстравертов, они погружены в свой внутренний мир, более ранимы. Если интроверт в тому же не умеет общаться, ему ещё тяжелее вписаться в коллектив.

Эмоциональное развитие
Некоторые дети не умеют выражать свои мысли, не соблюдают дистанцию и оттого кажутся другим детям неприятными, назойливыми или бестолковыми. Про таких детей говорят, что их интеллектуальное развитие опережает эмоциональное.

Как помочь ребёнку?
Присмотритесь к нему дома. Не слишком ли он отрешён? Не склонен ли часами сидеть за однообразной игрой? Если ребёнок похож на ледяного Кая, занятого складыванием слова «вечность», стоит обратиться к специалистам: возможно, речь идёт о раннем детском аутизме.
Понаблюдайте за тем, как ребёнок общается. Обязательно бывайте с ним на людях, ходите в гости. Только не давите: когда есть интересная тема для разговора или интересная игра, ребёнок сам втянется в общество. Ваша задача — создать атмосферу доверия, в которой ребёнок может раскрепоститься.
Не бросайте его в ситуации общения одного: умению общаться и играть тоже надо учиться.

Как помочь ребёнку?
Не бросайте его в ситуации общения одного: умению общаться и играть тоже надо учиться. Подскажите ребёнку как правильно реагировать на те или иные слова или поступки, объясните непонятные ему действия других детей. Если ребёнок маленький, делайте всё вместе с ним, а если он очень стесняется, то и «вместо» него, но у него на виду.
Даже если другие дети ведут себя, по вашему мнению, агрессивно, не науськивайте ребёнка («дай ему сдачи»). Лучше постарайтесь научить его спокойно и твёрдо выражать своё недовольство.

Ребёнок не знает, как подойти к играющим детям? Вот какую линию поведения предлагает американский психолог Кэти Коэн.
1. Займи позицию неподалеку от группы детей и присмотрись к ним. Не пытайся вступить в контакт с детьми, которые ссорятся друг с другом или плохо относятся к новичкам. Попытайся найти другую группу, где дети дружелюбны.
2. Из всех детей на площадке выдели того, кот кажется самым приветливым.
3. Заранее подумай, что ты хочешь сказать. Необязательно начинать с формального знакомства. Лучше спроси: «Можно с вами?» или «Хочешь поиграть?»
4. Соблюдай три правила: сохраняй спокойствие, жди своей очереди, делай то, что все.
На первых порах, особенно если ребёнок ещё маленький, будьте готовы вмешаться. Если ребёнок устаёт от общения, лучше прервать игру, чем доиграть до ссоры и обид.
Самое главное — не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается. Внимательно и доброжелательно обсудите с ним возникшую проблему. Воспользуйтесь примерами из его любимых книг, мультфильмов.
Если же вы видите, что с проблемой в одиночку вам не справиться, возможно, стоит обратиться к детскому психологу.

Учим ребёнка правилам игры

• Старайся делать то же, что и все, и с той же скоростью.
• Выполняй правила игры.
• Найди с детьми общие интересы.
• Интересуйся другими и задавай им вопросы.
• Первый вопрос задавай тому, кто улыбается и готов тебя слушать.
• Не дразнись, не хвастайся, не командуй, не перебивай.
• Не стой слишком близко или слишком далеко.
• Не разрушай чужую игру.
• Не приставай к тем, кто показал, что не хочет с тобой играть.
И. Лукьянова. Правила для буки. Журнал Ридерз Дайджест, декабрь 2008, С.20-22.

Cмею надеяться, что вы не без интереса и пользы ознакомились со статьёй.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ранний детский аутизм – особое нарушение психического развития, при аутизме, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт. При аутизме ребенок не смотрит в глаза взрослому, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки, как это делают обычные дети.

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жестов (например, у детей с аутизмом часто отсутствует указательный жест как привычное средство общения для ребенка с общим недоразвитием речи). Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно. Так ребенок с аутизмом смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. При аутизме может отмечаться симбиотический характер привязанности к матери.

При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок с аутизмом играет один, однообразно, используя различные предметы. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у детей с аутизмом не развиваются.

Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Отличительной особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса, длительное называние себя во втором или третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей и т. д. При аутизме на ранних этапах развития речи часто отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок с аутизмом не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. Более чем у половины детей с аутизмом наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении.
С-Петербург, психоневрологический центр им. Д.Е.Зайцева.

КРИЗИС 3-х лет
16 мая 2018 автор Е.Ю.Курашова

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это — движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.

Признаки кризиса трех лет
УПРЯМСТВО
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает). СТРОПТИВОСТЬ направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
СВОЕВОЛИЕ  — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие — стремление ребёнка все делать самостоятельно (ключевые слова в речи «Я сам!»). При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
ПРОТЕСТ-БУНТ проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

СВОЕВОЛИЕ   Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
ДЕСПОТИЗМ
Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
НЕГАТИВИЗМ
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

• Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание …
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий