Темперамент. Как заниматься с ребенком.

Каким бы ни был темперамент, дети должны видеть заинтересованность родителей, акцентировать их ко всему, что вокруг: как плачет обиженный ребёнок, инверсионный след в небе, звёздный небосвод за городом, волшебный диск луны и прочее. И дети тем самым научаются видеть окружающий мир, его детали и многое другое.
Но чрезвычайно повышенная активность, неусидчивость малыша, бесконечные слёзы — повод обратиться к неврологу, психологу и сторонним взором посмотреть на своё поведение. Чаще всего наши дети — наше зеркало.

ДЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ. НЕМНОГО О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

Из книги ТРИ ГЛАВНЫХ ГОДА Книга для родителей / Под ред. И.М.Османова, М.А. Школьниковой. — Санкт-Петербург: НПК «Омега», 2019. с.150-153

Индивидуальность ребёнка проявляется рано. Он рождается, уже обладая определёнными индивидуально-типологическими особенностями. Одни дети более более чувствительны к громким резким звукам и яркому свету, другие — менее. Они разные: спокойные и непоседливые, активные и пассивные, настойчивые и не очень. Они по-разному выражают свои чувства: одни громко плачут и громко смеются, другие в этой же ситуации лишь улыбаются или хнычут. Уже в самом раннем возрасте врождённые особенности нервной системы определяют поведение и способы реагирования ребёнка на различные раздражители.
Выделяют 4 типа высшей нервной деятельности:
1. Уравновешенный тип (процессы возбуждения и торможения одинаково сильные).
2. Возбудимый тип (нервные процессы сильные, возбуждение сильнее, чем торможение).
3. Медленный тип (нервные процессы сильные, торможение сильнее чем возбуждение).
4. Слабый тип (оба нервных процесса — торможение и возбуждение слабые).

Сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов является физиологической основой темперамента,, который и определяет тот или иной способ взаимодействия человека с окружающим миром. И если у взрослого человека проявления темперамента зачастую замаскированы нормами поведения, его мотивацией и другими факторами, то у ребёнка эти проявления достаточно очевидны.

Выделяют 4 основных типа темперамента человека.

САНГВИНИКИ — живые, непоседливые дети. Всё делают быстро: быстро ходят, бегают, разговаривают. Сангвиники бодры и веселы, плачут редко, лишь в том случае, когда есть причина. Быстро и легко засыпают, сон у них глубокий, могут спать при небольшом шуме. У них хороший аппетит, они легко привыкают к новой пище, к новым людям, к режиму дня, к новым требованиям. Дети-сангвиники с удовольствием занимаются и спокойными играм, и подвижными.
Сангвиники впечатлительны, легко увлекаются новым делом, однако интересы и увлечения такого ребёнка могут быть непостоянны и неустойчивы, также как чувства и настроение. Такие дети громко и заразительно смеются, зато и плачут громко. Они более выносливые, чем другие дети. Как правило, у сангвиников довольно выразительное лицо.
Родителям легко с таким малышом. Но даже такое спокойное дитя может стать капризным и раздражительным, если НЕ СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ, НАСИЛЬНО КОРМИТЬ или УКЛАДЫВАТЬ СПАТЬ НЕ ВОВРЕМЯ.

ФЛЕГМАТИКИ
— неторопливые, очень спокойные, выносливые. Такие дети и радость и горе выражают очень умеренно. Их не увидишь громко хохочущими, однако и плачут они довольно редко. Их движения, так же, как и речь, размеренные и спокойные. Малоподвижны, инертны. Сон спокойный и продолжительный. Им не нужна полная тишина во время отдыха. У таких детей, как правило, хороший аппетит, и, как следствие, превышающий средние нормы вес.
Так как флегматики менее активны, чем другие дети, они позднее начинают садиться, вставать и ходить. Такие дети практически не доставляют хлопот своим родителям, но это не означает, что им не нужно внимание. Если вы замечаете, что малыш долго находится в одном и том же положении, постарайтесь яркой игрушкой привлечь его внимание, стимулируйте его двигательную активность, используя для этого и игрушки, и различные активные игры: догонялки, игры с мячами и т.д.
Флегматики верны своим привязанностям. С ними хорошо дружить, они не меняют друзей и партнёров по играм каждые пять минут. Увлечения устойчивые.

ХОЛЕРИКИ — порывистые, возбудимые, энергичные, эмоциональные, бурно выражают и радость, и огорчение. Легко и быстро переходят от одного настроения к другому. Они активные, подвижны, часто меняют положение (непоседа, егоза — это про них). Для них характерны стремительность в движениях, они быстро и громко разговаривают.
Такой ребёнок долго вертится в кроватке перед тем, как заснуть, сон у него очень чуткий. Для сна необходимы тишина и полумрак. Для этих детей характерны неравномерные прибавки в весе, что объясняется неустойчивым аппетитом и особенностями обмена веществ. Такого ребёнка лучше кормить в привычной обстановке, чтобы он не отвлекался на новые предметы, незнакомых людей и т.п.
Для холериков характерны вспыльчивость, бурные эмоциональные вспышки и резкие смены настроения, они легко выходят из себя, часто дерутся. Быстро отвечают на вопросы, часто не задумываясь над ответом. Способны отдаваться делу с особой страстью.
Природная живость таких детей, безусловно, имеет положительные стороны. Но чтобы впоследствии живость, непоседливость и невнимательность таких детей не мешала им в учёбе, родителям следует ПРИУЧАТЬ МАЛЫША К СПОКОЙНЫМ, РАЗВИВАЮЩИМ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ ВНИМАНИЕ ЗАНЯТИЯМ.

МЕЛАНХОЛИКИ — обладают повышенной чувствительностью к различного рода раздражителям. Такой ребёнок спит чутко, засыпает не сразу, его может разбудить малейший шум, поэтому для сна ему необходимы тишина и полумрак. Быстро утомляется. С трудом привыкает к незнакомым людям и любым изменениям обстановки, часто плачет. Для такого ребёнка особенно важен режим. Меланхолики — ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ, ЛЕГКОРАНИМЫЕ, ПОРОЙ БОЛЕЗНЕННО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ, СО СДЕРЖАННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ И ПРИГЛУШЕННОЙ РЕЧЬЮ, С ГЛУБОКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, но внешние проявления чувству них очень скупы. Такие дети ПЛОХО ПЕРЕНОСЯТ ГРОМКИЕ ЗВУКИ (известен случай, когда ребёнок болел только из-за того, что плохо переносил крик матери). Спокойные, но настроение может меняться от очень незначительных причин. Меланхолики довольно часто имеют низкую самооценку, они легко теряются и смущаются, их очень легко обидеть и обиды они переживают долго. Такие дети могут вырасти обидчивыми и неуверенными в себе, поэтому им требуется особое внимание со стороны родителей. ОДОБРЕНИЕ И ПОХВАЛА ИМ НЕОБХОДИМЫ БОЛЕЕ, ЧЕМ ДРУГИМ ДЕТЯМ. В воспитании такого ребёнка требуется особая чуткость.

Будьте внимательны к своему малышу. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК ОН ЗАСЫПАЕТ, КАК ЧАСТО ПЛАЧЕТ ИЛИ РАДУЕТСЯ. При уходе за маленьким ребёнком нужно следовать не модным теориям, а учитывать его индивидуальные особенности.
Окончательно нервная система формируется примерно к 2,5 — 3 годам. И часто с её незрелостью связаны капризы малыша. Именно поэтому не рекомендуется устраивать так называемые смотрины ранее полугода. И суеверия здесь ни при чём (правильнее сказать, что многие суеверия основаны на многолетних наблюдениях. Для маленького ребёнка очень утомительно внимание многочисленных гостей, даже если вначале он доброжелательно реагирует на них. Ребёнок перевозбуждается, а успокоиться не может, и из-за этого зачастую такие посещения заканчиваются продолжительным детским плачем.

Хотелось бы отметить, что не существует плохих и хороших темпераментов. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Исследования показывают, что среди отличников встречаются представители всех типов темпераментов. Просто каждый ребёнок своим путём идёт к достижению той или иной цели и задачи. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА ОПРЕДЕЛЯЮТ ПУТИ И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, НО НЕ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ.

Темпераментэто прежде всего стиль, манера деятельности, он определяет: скорость протекания мыслительных процессов, устойчивость внимания и скорость переключения внимания, степень нервного напряжения и утомляемости, быстроту включения в тот или иной вид деятельности, степень эмоциональной саморегуляции ребёнка.
Если ваш ребёнок флегматик, то абсолютно бесполезно заставлять его делать что-либо быстрее, чем он в состоянии, это может только навредить малышу. Флегматика не нужно торопить, наоборот, лучше сказать ему, что он может не торопиться, что времени у вас достаточно, потому что когда он не торопится (а значит не нервничает, пересиливая свою природу), у него всё получается лучше и быстрее.
Маленького подвижного холерика не заставишь долго сидеть на одном месте, приучать его к усидчивости необходимо очень постепенно, занимая интересной игрой, требующей внимания. А постоянное сдерживание его активности может привести к нервному перенапряжению.
Меланхоликов следует почаще хвалить, стараться сформировать у них положительное отношение и к самому себе, и к миру в целом.
Если вы поймёте внутреннюю природу малыша, а, главное, примите её как данность, ваши отношения с ним будут менее конфликтными и более радостными. Например, вам бывает очень трудно дозваться ребёнка на обед, настолько он увлечён игрой или общением. Это значит, что он плохо переключается с одного вида деятельности на другой, и поэтому необходимо заранее сообщать ему о своих намерениях. Например, сказать, что совсем скоро (ребёнку постарше можно назвать точное время) будет обед и нужно заканчивать игру. Продолжая играть ребёнок внутренне настраивается на то, что игра должна быть прекращена. Даже не зная, как именно происходит процесс перенастройки, просто помните, что ему она нужна, и дайте на это время.
Не пытайтесь переделать своего ребёнка. Врождённые особенности очень устойчивы и не поддаются коренным изменениям.
Нельзя предъявлять ребёнку непосильные требования. Примите его таким, какой он есть, позвольте ему быть самим собой. И если ваш ребёнок в своих проявлениях совсем не похож на вас в детстве или на ваших старших детей, или ещё на кого-то, это не значит, что он какой-то не такой. Он просто другой!

Как связаны игра и развитие мышления ребёнка? Напрямую. Развитие мышления связано , во-первых, с предметной деятельностью ребёнка, и этот уровень мышления называют наглядно-действенным, а, во-вторых, с развитием речи. Поэтому лучшее, что могут сделать родители, с одной стороны, следить за развитием речи, а с другой стороны — дать возможность ребёнку манипулировать с предметами. В этом возрасте доминирует восприятие, поэтому ребёнку необходима возможность трогать, слышать, видеть, обонять и осязать, бросать и т.п. — все эти действия являются важным условием для формирования мышления.
Когда ребёнок начинает ходить, его стремление к познанию и исследованию окружающего мира резко возрастает. Восторг, радость, восхищение — вот что испытывает малыш от своих открытий и новых возможностей. «Любовный роман с миром» — так поэтично назвала этот период венгерский психолог Маргарет Миллер.
На этом этапе роль родителей заключается в том, чтобы создавать ситуации, способствующие развитию ребёнка. Что это значит?

1. Предоставить маленькому человеку возможность заниматься тем, чем ему хочется. А не тем, чем, как вам кажется, он должен заниматься. Ребёнок проявляет интерес к действиям, которые может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — так называют психологи те задачи. которые ребёнок способен решить САМ, приложив некоторые усилия, или с минимальной помощью взрослого человека. Поэтому к чему тянется ребёнок, так это и есть «то самое». Расслабьтесь и не напрягайтесь на тему развития. Занятие, выбранное ребёнком самостоятельно, доставит ему настоящее удовольствие, а вас на некоторое время освободит от ежеминутного за ним контроля.
Исследования показывают, что у ребёнка существует врождённое любопытство, и его развитие на ранних стадиях происходит прежде всего в результате его собственной активности.
Показателен в этом отношении один их эпизодов, свидетелем которого была итальянский педагог и психолог Мария Монтессори. Четырёхлетняя девочка расставляла цилиндры разного размера в деревянной раме до тех пор, пока все цилиндры не встали на свои места. Затем она вынула их снова, смешала и начала всё сначала. Всё это время она не обращала внимания на окружающее. После того, как девочка повторила это упражнение 14 раз, Монтессори решила проверить концентрацию её внимания. Все остальные дети стали громко петь и маршировать, но девочка продолжала свою работу.

Затем Монтессори подняла девочку вместе со стулом и поставила её на стол. Но девочка собрала все цилиндры в ладошку и продолжала работать, не обращая на это внимания. Наконец, повторив упражнение 42 (!)раза, девочка остановилась сама, как будто очнулась от глубокого сна. И счастливо улыбнулась.
То есть интересным для себя делом ребёнок может заниматься довольно долго, так как у него существует внутренняя потребность закреплять новые навыки при помощи повторяющихся действий: это могут быть и слова, и движения. Ребёнок может многократно кидать погремушку, чтобы услышать как она гремит, открывать и закрывать молнию на маминой косметичек, произносить «ба-ба-ба» бесконечно и т.д. И это нормально.

2. Организовать окружающую среду таким образом, чтобы ребёнок мог удовлетворить свои потребности в овладении необходимыми ему знаниями и умениями. Поэтому чем больше в доме безопасных и удобных для ребёнка мест, тем меньше вы будете беспокоится, и тем реже вам придётся его одёргивать. «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!», «Что ты гадость в руки берёшь!», «Это бяка!» и т. п. — как часто слышит эти слова подрастающий ребёнок.

Разумеется, детям нужно объяснять, что нельзя трогать чужие вещи, что есть опасные предметы, что есть вещи, дорогие нашему сердцу, и если он случайно разобьёт что-либо, вам будет очень обидно. Но нужно помнить, что В ЭТОМ НЕЖНОМ ВОЗРАСТЕ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЁНКА В ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ. Поэтому постарайтесь максимально приблизить свой быт к его потребностям. Всё, что ребёнку не возбраняется исследовать, должно быть для него доступно.
Возможность тянуться, брать в руки, исследовать интересующие его предметы — основа для развития третьего умения (третьего движения любви) — ТЯНУТЬСЯ К МИРУ, ХОТЕТЬ, ЖЕЛАТЬ.
НЕОБХОДИМО: места, в которых находятся опасные предметы, сделать недоступными. Из зоны досягаемости ребёнка нужно убрать все бьющиеся , колющие, режущие предметы, лекарства, чистящие и моющие средства (маленьким детям очень нравится открывать и закрывать всякого рода крышки), инструменты. Электрические розетки закрыть специальными заглушками. Следите, чтобы на полу не валялись мелкие предметы. В этом возрасте дети любят всё брать в рот и случайно могут эти мелочи проглотить. Всё, что осталось — ребёнку можно трогать, обследовать, изучать, стучать, кидать, пачкать и т.д.

P.S. Cлучай из моей врачебной практики. Молодые родители поставили флакончик с уксусной эссенцией на нижнюю полку холодильника. Ребёнок чуть старше года открыл холодильник, открыл флакон и попробовал содержимое, стал задыхаться. Доставлен в приёмное отделение районной больницы, где выполнена трахеостомия и прочее, но все экстренные мероприятия не спасли малыша. От подобной ситуации страдали и взрослые, особенно в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому всё, что может навредить, следует убрать из холодильника. Я никогда не понимала — люди боятся порчи уксусной эссенции и поэтому кладут её в холодильник?

Выделите для ребёнка место, где он может делать всё, что ему заблагорассудится. Прикрепите к обоям большой лист бумаги ля его творческих занятий (или обои изнаночной стороной), организуйте место, где он мог бы стучать молотком, лепить из пластилина, рисовать красками и т.д. Как именно вы устроите этот уголок — будет зависеть от потребностей ребёнка, ваших возможностей и фантазии. Но только это не должна быть дальняя комната или подвал вашего дома — помните, что вам нужно быть рядом.
3. ПРИСУТСТВИЕ МАМЫ — ещё одно очень важное условие развития ребёнка. Только таким образом удовлетворяются две его главные потребности — потребность в безопасности и потребность в исследовании. Ребёнок, который уверен в том, что его близкие находятся рядом ( или поблизости, не допускаемой для него дистанции), более настойчив и смел в изучении окружающего мира. ПРИСУТСТВИЕ, в данном случае, — ключевое слово. ПРИСУТСТВИЕ, НО НЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. Вмешиваться следует только в том случае, если вы уверены в том, что ситуация опасна, и тогда лучше отвлечь ребёнка, переключив его внимание у устранить источник опасности. Тревога, беспокойство матери передаются ребёнку, и он может прекратить игру. «ЧУВСТВО МЕРЫ» — волшебное словосочетание. Мать должна быть доступна и одновременно ненавязчива.

Навязчивость, гиперопека и давление по отношению к детям могут стать источником неврозов и психических расстройств, не говоря уже о задержке в его развитии.
Присутствие мамы не только в сложных для ребёнка ситуациях, но и во время его исследовательской деятельности — необходимое условие формирования второго умения — УМЕНИЯ ОПИРАТЬСЯ, ЧУВСТВОВАТЬ ОПОРУ (второе движение любви).

Примерно к 3 годам у ребёнка начинается формирование образного мышления (переходный этап — наглядно-образное мышление), и оно является доминирующим до 6-7 лет: ребёнок «думает» образами, картинками, а не словами, как большинство взрослых (именно поэтому малышей при обучении счёту вначале учат складывать зайчиков и морковки, а не цифры). Для практического использования знание этого факта родителями крайне важно. Представьте себе, что ребёнок хочет залезть на лестницу, а вам нужно его остановить. «Не лезь» в этом случае не эффективно, поскольку на предостережение «не лезь» ребёнок не может создать соответствующий образ, а вот как он забирается по лестнице — может. Поэтому ЛЮБЫЕ УКАЗАНИЯ С ЧАСТИЦЕЙ «НЕ» РЕБЁНОК ЭТОГО ВОЗРАСТА НЕ ВОСПРИНИМАЕТ, или слышит с точностью наоборот, а если реагирует, то скорее на угрожающие или тревожные интонации взрослого. А разве вы его хотите напугать? В этом случае эффективнее предложить ему остановиться, отойти от лестницы, подойти к вам, например, — это ребёнку будет понятно, он сможет создать нужный образ. А родителям кажется, что ребёнок их не слушается. На самом деле он не «не слушается», он всего лишь не умеет мыслить словами.

Оставить комментарий