ТУР В ТОБОЛЬСК НА «ИМПЕРАТОРСКОМ ПОЕЗДЕ» в марте 2019 года Путешествие в Тобольск – всегда маленькие открытия. ТЮРЕМНЫЙ ЗАМОК. О Фёдоре Михайловиче ДОСТОЕВСКОМ, его личном Евангелии. Почему был сослан?

Дружно идём к музею «Сибирской каторги и ссылки» — Тюремному замку.

О Фёдоре Михайловиче ДОСТОЕВСКОМ, его личном Евангелии. Почему был сослан?
Немного истории.
«Первым крупным нормативным актом в области уголовного права в период становления Российского государства явился Судебник 1497 года, как результат внутриклассовой борьбы феодалов и инструмент подавления неимущего класса.
Для утверждения своего единовластия, например, царь Иван IV вводит специальный репрессивный аппарат –опричнину. Опричнина не в состоянии была путем внесудебных репрессий обеспечить решение всех вопросов, касающихся поддержания порядка в государстве. В реализации карательной политики Российского централизованного государства является Судебник 1550 года.
Соборное уложение определяет различные способы совершения смертной казни виновного: «казнити, зжечь», «казнити смертию, залити горло», «казнити смертию, повесить против неприятельских полков», «казнити, живу окопати в землю», «казнити смертию безо всякой пощады».
Тенденция к усилению карательной политики в обеспечении защиты интересов господствующего класса характерно для законодательной деятельности Петра I в области уголовного права.
Артикул воинский указывает на способы лишения жизни преступников: сожжение, колесование, отсечение головы, артибузирование (расстрел), повешение. Вводятся новые виды телесных наказаний — заключение в железо, гоняние шпицрутенами, отсечение сустава, прожжение раскаленным железом языка и т.д.
Нуждаясь в огромном количестве рабочих рук для осуществления планов преобразования России, правительство Петра I использует преступника в качестве даровой рабочей силы, не требующей государственных затрат, а, напротив, представляющей широкие возможности для извлечения максимальной выгоды. Заключенные используются на гребных судах (галерах или каторгах), на строительстве крепостей, гаваней, в рудниках и на добыче соли.
Сегодня несомненно актуален вывод Беккариа, что «самое верное, но и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в совершенствовании воспитания».
Позволю напоминание о том, что первым преступником, доставленным в Тобольск был Угличский колокол. Ссыльный у́гличский (углицкий) колокол — набатный колокол, «казнённый» отсечением языка и «сосланный» в сибирский Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение… (из Википедии)

Каторжные централы появились в Российской империи в XIX веке в результате реформы полиции и тюремной системы России. До 1879 года в России отсутствовало централизованное управление местами заключения.
Были созданы тюрьмы трёх типов:
1. Крупные тюрьмы с центральным подчинением (так называемые «централы»),
2. Тюрьмы общего типа, подчинённые губернским тюремным инспекциям;
3. Каторжные тюрьмы.
Проект тюремного замка в Тобольске, составленный архитектором Вейгелем, был утверждён в 1838 году. С 1846 по 1849 год строительство Тюремного комплекса в основном было закончено, но при приёме комиссия сочла слишком высокими помещения боковых одноэтажных флигелей, и они были понижены. Эти и другие переделки, а также достройка церкви задержали открытие тюрьмы до 1855 года.
Тюрьма была суровой: морды на окнах, что бы не было видно двора и возможности передать записки, полная изоляция в карцерах, для минимизации побега были вырыты подземные коридоры, где не было никакой возможности ориентироваться по месту расположения. И когда спускаешься в это подземелье, делается как-то не по себе от этого могильного холода. Такое же ощущение было при посещении монастырской тюрьмы Соловецкого монастыря.
В 1989 году Тобольский централ покинул последний ссыльный. Спустя время начались реставрационные работы и сегодня этот музей опрятен и ухожен, с 2012 года экскурсантов проводят по тюремному замку. И создаётся впечатление, что содержание постояльцев было вполне терпимым. Более того, власти заботились и о духовном воспитании узников, о чём говорят молельные комнаты разных конфессий и православная внутритюремная церковь.
« В тобольской каторжной тюрьме чтили вероисповедание, но при этом среди осужденных она слыла самой суровой. За проступки арестантов наказывали карцером (в переводе с латыни — «темница»), были карцеры — холодные, залитые по щиколотку водой, с крысами, «горячие» с температурой под 60 градусов и пр. Иногда осужденный весь срок проводил в крохотной одиночной камере, войти в которую можно только согнувшись, прилечь на жесткую лавку можно лишь ночью, а весь день необходимо было стоять на ногах. Такие арестанты выходили из тюрьмы психически и физически больными».
Любознательные знают такую русскую пословицу: — кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет.

Схема архитектурного ансамбля «Тюремный замок»
Фасад тюремного замка
Одиночная камера. Железная составляющая двери как тёрка, выбивать желания не появится
Прогулочный дворик микроскопического размера
Центральный снимок — корпус №3 с защитными «мордами» на окнах
Униформа сотрудника
Наставления
В тюремной лавке сегодняшнего дня. Имеются и сухари — как без них

 

У расстрельной стены. В тюремном замке содержались ссыльные и пересыльные, заключённые на сроки по судебным приговорам, срочные и бессрочные. При размещении арестантов в тюрьму соблюдалось требование закона об их разделении по полам, возрастам и категориям преступлений. Арестанты тюремного замка привлекались к хозяйственным тюремным работам: приготовлению пищи, подвозке воды, заготовке дров, содержанию в чистоте тюрьмы, уходу за больными, починке одежды, стирке и т. д.
В июле 1907 и октябре 1918 года в Тюремном замке происходят два крупных бунта, которые были подавлены с большой жестокостью. В советское время тюрьма также используется по своему назначению. В 1920—1930-х годах Тобольску наряду с городами Соликамском и Надеждинском отводилась роль пересыльных пунктов для ссыльных заключённых. С 1937 по 1938 года в Тобольске было расстреляно 2500 человек. В 1941 году из Москвы в Тобольск были эвакуированы заключённые из Бутырской и Липецкой тюрем.
Во времена СССР имела статус спецтюрьмы. Эта тюрьма имела самый строгий режим содержания. В 1989 году тюрьма была упразднена. В Тобольске бытует городская легенда, что в комплексе централа есть замурованные подземные этажи[1][2]. Википедия
Путешествие в Тобольск – всегда маленькие открытия.
О Фёдоре Михайловиче ДОСТОЕВСКОМ, его личном Евангелии. Почему был сослан?

Ф.М.Достоевский никогда не был в Тюремном замке. Его посещение Тобольской пересыльной тюрьмы состоялось в январе 1850года, в то время как каторжная тюрьма стала действовать с 1855года.
Фёдор Михайлович посещал кружок, созданный М.В.Петрашевским, где рассуждали о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничества, где со страстным интересом читались и комментировались теории Кабе, Фурье, Прудона и, наконец, с восторгом слушалось письмо Белинского к Гоголю. Важнейшим практическим делом петрашевцев было издание ими двух выпусков Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Цензура задержала выход в свет Карманного словаря, затем по распоряжению министра просвещения С. С. Уварова его изъяли, а в 1849 году 1599 экземпляров книги сожгли (всего было отпечатано 2 тысячи). Те экземпляры, которые успели разойтись, произвели большое впечатление в публике, прежде всего почти открытой пропагандой идей социализма.
Кружок Петрашевского состоял в большинстве своём из литераторов и учёных, были замешаны Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, химик Ф. Львов, гигиенист Д. Д. Ахшарумов, потому что бывали на пятницах Петрашевского и были там переписаны.
Валериан Майков и Белинский не попали под следствие, т.к. умерли. Валериан Майков был очень дружен с Петрашевским и принимал большое участие в составлении «Словаря иностранных слов» Кириллова (псевдоним М.Петрашевского), который был одним из крупнейших corpus delicti процесса. (Corpus delicti с греческого — юридическое понятие.
«Тело преступления», вещественные доказательства, улики или состав преступления).
170 лет назад писатель Достоевский был арестован за участие в кружке петрашевцев (газета. ru от 23 марта 2019 года)

За подобного рода вольнодумство по приговору военного суда Петрашевский и еще двадцать подсудимых по этому делу были приговорены к расстрелу. После обряда приготовления к казни 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге (среди осужденных на смертную казнь находился и Ф. М. Достоевский) они по конфирмации Николая I были сосланы на каторжные работы, Петрашевский — бессрочно.

На рассвете 23 апреля 1849 года в Петербурге был арестован поручик инженерных войск Русской императорской армии в отставке, начинающий писатель Федор Достоевский. Фатальным для него оказалось публичное чтение запрещенного письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю. При обыске в жилище Достоевского нашли и другую запрещенную литературу. Полгода спустя автора романа «Бедные люди» приговорят к «смертной казни расстрелянием». Весть о помиловании и замене расстрела восьмилетней каторгой подоспеет в последний момент – из-за этого поручик Григорьев, читавший «Солдатскую правду», навсегда потеряет рассудок. Достоевский отделается сравнительно легко:  по решению Николая I срок наказания будет сокращен вдвое. Отслужив потом по велению императора рядовым, после его смерти литератор вернется в Петербург, где будет жить и творить под негласным наблюдением полиции.
В холодный январь 1850года 12 дней Достоевский находился в пересыльной тюрьме Тобольска. Жёны декабристов приняли деятельное участие в судьбе Перташевцев. Наталья Фонвизина и Прасковья Анненкова нашли возможность прийти в тюрьму и встретиться с Петрашевцами и подарили им первое печатное издание Нового завета на русском языке, вложив в корешок издания по десяти рублей. Евангелие – Благая мысль (весть), 30 лет была настольной книгой Достоевского.
По формуле Альфреда Бема: «Достоевский — гениальный читатель». Творчество Фёдора Михайловича нужно изучать по заметкам в Евангелии. «…я там себя понял… Христа понял… Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову…». «Лучшие мысли» — это от Благой Вести, принятой в Тобольске.
Бронзовая скульптура Федора Михайловича Достоевского, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской в Тобольске, рядом с храмом Петра и Павла, в одноименном сквере. Открыт 29 октября 2010 года. Автор памятника – народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Михаил Владимирович Переяславец.
Благодаря усилиям попечителей фонда «Возрождение Тобольска», и научным сотрудникам России, было отпечатано факсимильное издание (факсимильное издание – произведение печати, графически точно воспроизводящее ранее выпущенное оригинальное издание или рукопись (включая все особенности бумаги и переплета , сайтhttps://libnvkz.ru/chitatelyam/redkii-fond/fax-izdaniya ). личного Евангелия Достоевского, на полях которого выявлено 1400 пометок ногтем, карандашом, чернилами. Благодаря современным технологиям удалось прочесть заметки, которые не были видны не вооружённым глазом. Были созданы две книги с пометками писателя с правой и левой сторон Евангелия.
Кроме того, «Сибирская тетрадь каторжанина» — личные записки Достоевского (народный и тюремный фольклор) по размеру совпадала с Евангелием, которое досмотру не подлежало, и поэтому сохранилась.
Издание оформлено как футляр-коробка в виде тюремного вагона. Книги облачены в тюремную робу. Бумага книг приближена к той, какая была при первом издании. Издано 100 экземпляров. Подробнее в программе «НАБЛЮДАТЕЛЬ» телеканала КУЛЬТУРА с ведущим Андреем Максимовым от 25.03.2019 года.

P.S.  Хочется напомнить, что Ф.М.Достоевский находился 12 дней в январе 1850 года в Тобольской пересыльной, деревянной  тюрьме. Бронзовая скульптура Федора Михайловича Достоевского, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской в Тобольске, рядом с храмом Петра и Павла, в одноименном сквере. А каменный тюремный замок в Тобольске начали строить в период 1846—1849 годы строительство Тюремного комплекса в основном было закончено, но при приёме помещения боковых одноэтажных флигелей комиссия сочла слишком высокими, и их уменьшили. Эти и другие переделки, а также достройка церкви, задержали открытие тюрьмы до 1855 года. Википедия.

Памятник Достоевскому: тобольский дар России.  Бронзовая скульптура Федора Михайловича Достоевского, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской в Тобольске. Автор памятника – народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Михаил Владимирович Переяславец.
Памятник же Достоевскому известный исследователь творчества писателя В. Н. Захаров назвал «одним из лучших». По его словам, памятник работы Михаила Владимировича Переяславца принадлежит к ряду великих явлений скульптурной жизни России.И это – действительно так. И не только потому, что есть там портретное сходство и нет никакой «изломанности», как в известной работе Меркурова. Достоевский Переяславца – естественен. Есть символические детали. Кандалы – это образ того страдания, которое принял писатель и через них поднялся к вершинам человеческого духа. За что Фёдор Михайлович был благодарен судьбе, говоря уже на склоне своих лет собеседникам: «Вам бы, молодой человек в каторгу, в каторгу…». Потому что страданием очищается душа человека. Именно на каторге, как справедливо отмечают многие исследователи, происходит «перерождение убеждений» писателя. Достоевский был ввергнут в ад человеческого бытия, где «тайна человека» предстала с ужасной обнажённостью, где она кровоточила, как никогда не заживающая рана, подтверждая, на первый взгляд, несправедливость и дисгармоничность мира. И в этих условиях художник и человек обращается к Евангелию (ещё одна символическая деталь памятника), где он черпает силу и бодрость, а вместе с тем и готовность на борьбу с открывшимися ему в бытии трудностями.«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира, и человека, и характеров человеческих, и названо всё, и указано навеки веков. И сколько тайн разрешённых и откровенных… Эта книга непобедима… Это книга человечества», – находим мы слова Достоевского в статье «Социализм и христианство»Очень точно сказал сербский святой Иустин Попович: «Тайна и сила России – в Православии».Информация: Юрий ПЕРМИНОВ, главный редактор историко-культурологического, литературно-художественного альманаха «Тобольск и вся Сибирь», член Союза писателей России.   https://www.rospisatel.ru/perminov1.htm

Возвращаясь из Семипалатинска, Фёдор Михайлович  на два дня вновь остановился в Тюмени,
он был свободным, без конвоя. Город ему понравился: «Тюмень
великолепный город, торговый, промышленный, многолюдный, удобный –
всё, что хотите!»
«Исходил город вдоль и поперек и с удовольствием убедился, что Тюмень
намного превосходит Омск и Семипалатинск». Это строчки из дневника писателя.

Источник: Достоевский в Сибири, https://imc72.ru/content/04062021/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf

 

Оставить комментарий