ЛОГОПЕД

Проблемы с произношением? Не трагедия, ведь есть логопед и весёлые стихи.

Петр Синявский
ШТРАННАЯ ИШТОРИЯ

Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.

— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!

И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.

Жук с досады кренделями
По поляне носится.
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.

Как бы вновь не оказаться
В положении таком —
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.

http://trumpumpum.ru/autors/sinyavskiy- … oriya.html

Григорий Кружков
РРРЫ!

Вышел Лев
Из-за горы
И, подумав,
Молвил:
— Ррры!

Подлетели какаду:
Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рразметаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
— Я просто
РРРАД!

ЖУЖЖАЩИЕ СТИХИ
Андрей Усачёв

Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

Я спросил ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.

Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.

Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.

Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил Жук. —
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!

ЗВУК «Ш»
Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,

Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

ЗВУК «Л»
Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…

И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

https://www.baby.ru

Корней Чуковский — стихи для детей
Антология русской поэзии

СВИНКИ

Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,
И похрюкивают:
«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»

ЗВУК Р
Логопедический стишок №3

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– Подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

https://www.baby.ru

ЗВУКИ С, Ц
Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы
Пестренькая курица.

Миленькая курица,
ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

Автор стихов Т. Ляхович
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З, Ш — Ж, Р — Л, Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ, СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ, СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ, РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА, ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ, ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ, ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ, ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА, ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ, ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА, ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ, ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ, ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ, ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ, ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ, ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ, ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок № 11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16
Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20
Рожь яровая —
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33.
Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53
Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54
Коля и две Оли
В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Логопедический стишок №60
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62
Ушла гроза за горизонт —
Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65
Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67
Мужа жена
Обожать должна.

Логопедический стишок №68
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69
Маша — малышка,
У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.

Логопедический стишок №73
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.

Логопедический стишок №78
Нас «огорчили»
Перчики чили.

Логопедический стишок №79
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81
Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84
Ученик ворчит беззвучно —
Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85
Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Логопедический стишок №86
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88
На пиджачке значок,
На значке жучок.

Логопедический стишок №89
Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90
Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91
На веточке птички,
В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92
В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93
На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Логопедический стишок №94
Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95
Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Логопедический стишок №96
Часики точные,
Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97
Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98
Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Логопедический стишок №99
Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.

Логопедический стишок №100
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.

Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

Логопедический стишок №101
Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.

Логопедический стишок №102
Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.

Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.

Логопедический стишок №103
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)

Логопедический стишок №104
Целиком вся Турция
Есть в цветке… (настурция)

Логопедический стишок №105
На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.

Логопедический стишок №106
У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.

Логопедический стишок №107
Ветви ива свесила красиво.

Логопедический стишок №108
К васильку василёк —
И у Вали венок.

Логопедический стишок №109
Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.

Логопедический стишок №110
Быку букет
Будет… на обед.

Логопедический стишок №111
Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.

Логопедический стишок №112
ДЯТЕЛ
дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Логопедический стишок №113
ЕНОТ
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница — река:
Енот в воде у бережка
Еду полощет, трет слегка,
А после ест досыта.

Логопедический стишок №114

ЁЖ-ДРАЧУН
Угрожает ёж ежу :
— На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы —
Пожалеть глажа и жубы.

Логопедический стишок №115

ЛИНЬ И ЯЗЬ
Жили-были линь и язь —
Жили в иле, не ленясь.
В ясли язь возил язят,
Линь линят — в интернат.

Логопедический стишок №115
РИФМЫ

Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста :
В них много-много общего,
К примеру, круглота.

И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.

Рифмуются компот и кот.
И это не случайно:
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В котах сокрыта тайна.

Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.

Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.

Не надо кошку протирать
До блеска мягкой тряпкой!-
Она умоется сама
Язычком и лапкой.

Логопедический стишок №117 Р

Разные радости,
Сколько от вас радости!
Радуюсь лету,
Резвому ветру,
Раннему утру,
Росе перламутровой,

Рогатой улитке,
Раскрытой калитке…
Радуюсь малости —
Растут мои радости.

Логопедический стишок №118 Ж
ЖАРКО…
Жук жужжит в цветке.
Жаба дремлет в лопухе.
Ждет тропинка поворота,
Чтобы спрятаться в лесу.

Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, но все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.Логопедический стишок №119
40 СОРОК
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь строчат.Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.

 

Логопедический стишок №120
ЗМЕЯ И ЗАЯЦ

Злая змея заметила зайца,
Змея зеленая знай забавляется,
Забыл зайчишка законы зла,
Забыл, зачем здесь змея залегла.

Логопедический стишок №122
СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ

Раз, два, три, четыре, пять :
Вышли греки погулять :
Андросфены, Алексиды,
Агафоны, Аристиды,
Антипатры, Антиохи,
Антигоны, Антилохи,
Архимон и Архелай.
Сколько греков? Сосчитай!

Логопедический стишок №123
ИГРА СЛОВ

В реку рукой
Метал металл.
Нагой ногой
Пинал пенал.

Логопедический стишок №124
ПЛАКАТЬ ПОГОДИМ

Плакать погодим :
Боли переборем,
Горе объегорим,
Беды — победим.
Прочь поворотим
Прочие печали.
Начали!
Вначале — Плакать погодим…

Логопедический стишок №125

На реке — камыши
Разыгрались там ерши :
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!

Логопедический стишок №126
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок :
Там растаял снежок,
Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

P.S А для радости бытия прекрасная солнечная музыка https://www.youtube.com/watch?v=AxS4joVMkjU от Джованни Марради.
Родился Джоавнни Марради в 1952 году в городе в семье знаменитого итальянского музыканта и дирижёра Альфредо Марради, Джованни с пяти лет начинает изучение музыки. Когда его семья переехала из родной Италии в Бейрут (Ливан), где его отцу была предложена работа дирижёра, Джованни было восемь лет. Он начал изучать композицию под руководством Михаила Ческинова, в российской Консерватории в Бейруте.

В 1998 году Джованни начал сотрудничество с «Atlantic Records», где дебютировал с альбомом «Destiny» в начале следующего года. Джованни Марради записал более 120 альбомов, разошедшихся миллионными тиражами по всему миру. На сегодняшний день, Джованни продал миллионы дисков по всему миру. Последний релиз «Потому что я тебя люблю» выиграл премию «Лучший New Age CD года» в Испании в 2010 году[1].
https://www.last.fm/ru/music/Giovanni+Marradi/+wiki Биография Джованни Марради.

Логопедический стишок №127
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите
Под горку!
Спасайте
Егорку!Логопедический стишок №128Волк-волчок
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал
В можжевельник попал.Зацепился хвостом
Ночевал под кустом.Логопедический стишок №129Котасик Михасик свалился с сосны.
И снятся котасику грустные сны.
Всегда неизменно в конце этих снов
Он видит себя без хвоста и усов.
Но если не спит — он с хвостом и усами.
Найдете его — и увидите сами.

Логопедический стишок №130

Музыка, музыка к нам из магазина!
Музыку, музыку, музыку везут!
В детский сад сегодня едет пианино.
Пусть в весенний праздник дети попоют.

Логопедический стишок №131

На замке в буфете ваза.
В ней нарезан ананас.
От меня убрали сразу.

Только зря. Ведь эту вазу
Не разбил же я ни разу,
Хоть и лазил много раз.

Логопедический стишок №132

Вот такой несносный чижик!
Не читает чудных книжек.
Научить его хочу, но никак не научу.

Скачет он и днем и ночью,
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я учусь, а он никак.

Логопедический стишок №133

Наша кошка, кошка Машка,-
Шаловливая коташка.
Лишь куда-нибудь вбежит,
Все там переворошит.

Оживают вмиг у Машки
И катушки, и бумажки.
Будто бы спешит под шкаф.
Вот такой у Машки нрав.

Ну, а если там мышата —
Кошки нет, ушла куда-то.
Как мышонок там шуршит,
Кошка к шкафу не бежит.

Уж не нужен шкаф коташке.
Видно, жалко мышку Машке.

Логопедический стишок №134

В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!

Но надела валенки
Маленькая Валенька —
Оказались валенки
На нее малы!

Логопедический стишок №135

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся!
https://www.baby.ru/blogs/post/58450474-11216565/

НАЧИНАТЬ УЧИТЬ ЭТИ СТИШКИ МОЖНО УЖЕ С 2-3 ЛЕТ. Шипящие звуки
Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.

1К Чебурашке в чашку
Шлёпнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,

Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

2. Ветеp ёлками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами «щёлк»!
Ёж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.

3. Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».

4. Кукушка кукушонку купила капюшон,
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

5. На реке — камыши,
Разыгрались там ерши:
Круг — постарше, круг — помладше,
И совсем малыши!

6. Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

7. Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
«Шмыг» — и в школе ни души.

8. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».

Источник: https://detstrana.ru/article/rebenok-1- … -malyshej/
https://www.baby.ru/blogs/post/58450474-11216565/

Логопедические стихи для автоматизации произношения звука «С»
Родителям — Речевое развитие
СА

Вот досада так досада:
Не растёт в саду рассада!

Кот-красавец два часа
Любовался: «Чудеса!
Самый, самый я усатый,
Самый, самый полосатый!
И любая полоса
Мне милей, чем колбаса!»

Свисают паруса:
До рейса — три часа!..

От гиены полосатой
Нас спасал гусак носатый.

Описал писатель,
Как нас спасал спасатель!

Сахар, каша из овса,
Сало, сайки, колбаса —
Всё само собой явилось!
Вот так скатерть! Чудеса!

Саня с собакой по саду гулял,
Топал по лужам и саблей махал.
Словно салют вылетал из-под ног
В луже остался Санин сапог!

И с Анечкой, и с Аллочкой
Играла Саша в салочки!
А с Асей и с Сусанночкой
Катался я на саночках!

СО
— Ну и сон! — сказал косой.
— Я поссорился с лисой!
Скрыться где? Кругом песок!
Я — по сопкам и в лесок!

СО
Сквозь высокую осоку
Видно сойке, как высоко
Сорок соколов летят,
С сосен совушки следят!
Спрячет сойка свой носок,
Смолкнет сойкин голосок..

У Сомовой Сони разлился квасок —
На Сонин носок и на мой поясок…
Подсохнет на солнышке Сонин носок,
Подсохнет на солнце и мой поясок!

СО

Ты — Сысой,
И я — Сысой!
Ты — в кроссовках,
Я —босой!

СУ
С утра сухарики и сушки
Сурки сушили и несушки.

Суслик был судья суровый:
В суд лису он вызвал снова!

СУ
Что носят в сумках судаки?
Сукно себе на сюртуки!

Рисую сугробы, косулю в лесу
Косуле в посуде я рису несу.

СЫ
У гусыни, у гусыни
Сыновья всегда босые!
Сыновья её босы,
А в поле сыро от росы!

У сычихи — бусы, клипсы,
У сыча — часы и чипсы;
А сычонок, их сынок,
Ест с изюмчиком сырок!

СА, СО, СУ, СЫ, С

Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет —
Суп без соли ем в обед!

Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?

У меня — красавица коса.
Как-то в ней запуталась оса.
Были бы не косы, а усы —
В них бы не запуталось осы!

— Как блестит в траве роса!
— Молвит рыжая лиса.
— Вот бы бусы для лисы
Сделали из той росы!

Положите на весы
Двести граммов колбасы,
Сыра тоже граммов двести,
И сосисок вкусных взвесьте!

Сокол и сова в лесу
Ели сыр и колбасу,

Со сметаной и соусы,
С уксусом анчоусы!

Смело сын на санки сел,
Смело с горки полетел!

Рис в кастрюлю, Соня, сыпь!
Осторожно, не просыпь!

С куклами Соня играла в песок.
— КУсать! — услышали мы голосок.
Села собачка, не в силах понять: «КУсать?»
А может быть, надо «кусАть?»

Был курносым Санин нос.
Саня вырос — нос подрос!

Пылесосить Саша стал —
Пылесос носок всосал!
— Сам достану я носок!
Стойте! Это ж поясок!
Длинным пояс получился —
Весь носок мой распустился!

Весь наш класс любит квас!
Квас и сок в чести у нас!

Вон, смотри, лесок сосновый!
А у Сани — компас новый!
Наш весёлый класс в тот лес
Вёз автобус «Мерседес»!

— Что там, в посылке?
— Странный вопрос!
Компас, посуда,
Поднос и насос!

Дописать сумел Борис
Букву «и» — и вот сюрприз!
Превратился «рис» в «ирис»
Срочно фокуснику приз!

Кактус на нас
Посмотрел сверху вниз:
— Стоит ли стройным быть
Как кипарис?

СТ, СН, СК, СВ и др.

Есть у нас овечек стадо —
Выпасать в степи их надо!

Стая соек скок-поскок!
Со скамейки на песок!

Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!

На стадион студент Степан стремится!
Свой баскетбол он пропустить боится!

В столовой — стулья и столы,
А на столах стоят стаканы…
Студенты студень есть должны,
Бифштексы есть студенты станут!..

Нас ступеньки на скалу ведут!
Сказочной принцессы замок тут!

Сотня сосен — сто стволов,
Светлых сказочных столбов!
И стоит на тех стволах
Царство света в облаках!

Про лису со скалочкой
Слушай сказку, Славочка!

По степи стрелой несутся скакуны!
Сколько света, сколько солнца и весны!
http://doshkolenok.kiev.ua/rechevoe-raz … shkis.html

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Эти весёлые авторские частушки И. Агеевой помогут разбудить у ваших детей желание совершенствовать своё произношение.

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!

Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её … молчит.

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ
(Авторский материал И. Агеевой)

Вчерашний град
Повредил виноград.

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Артур на портрете
В бордовом берете.

У крысы в норке
Сырные корки.

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Рожь яровая —
Культура зерновая.

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

А в руках у детворы
Разноцветные шары

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить. ( раздробить)

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Просит Сашу киска:
«Поделись со мной сосиской!»

Гусь искупался,
Но сух остался.

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию. (По А. Усачёву)

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Коля и две Оли
В поле лук пололи.
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ
(Авторский материал И. Агеевой)

Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.

Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Ушла гроза за горизонт —
Закрыла Зоя сразу зонт.

Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Мужа жена
Обожать должна.

У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.

Маша — малышка,
У Маши пустышка.

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У … барашка.

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.

Нас «огорчили»
Перчики чили.

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Ученик ворчит беззвучно —
Ах, учителю как скучно.

Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.

На пиджачке значок,
На значке жучок.

Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

На веточке птички,
В лесочке лисички.

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Часики точные,
Яблочки сочные.

Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.

Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.

Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.

На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)

Целиком вся Турция
Есть в цветке … (настурция)

На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.

У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.

Ветви ива свесила красиво.

К васильку василёк —
И у Вали венок.

Генка и Галка
Играют в догонялки.

Гения гены
У Гунина Гены.

Быку букет
Будет … на обед.

Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.
Источник: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki3.htm

Сергей Михалков
САШИНА КАША

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша —
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.

С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.

Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, Чисто, Ясно,-
Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где галоши?»
А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.

Он так спешит с налета
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…

Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Источник: https://poemata.ru/poets/mihalkov-sergey/sashina-kasha/

Жи — ши, ча — ща, чу — щу

ПЫЖИК

Пыжик — это оленёнок,
он пушистый и смешной.
К маме ласково спросонок
прижимается спиной.
Только спит он очень мало,
непоседою прослыл.
Мама спрашивать устала:
«Пыжик, пыжик, где ты был?»

М. Пляцковский
ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

У Саши шишки сосновые,
У Серёжи шишки еловые,
У Алёши — большие кедровые,
А у Миши на лбу — бедовые.

МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

Сшил жилет жирафу ёжик
Из шикарной рыжей кожи.
Шимпанзе — из джинсы клёши
И из замши плащ хороший.

ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИН

Вот шмель пушистый, жирный
в шиповнике жужжит.
Поужинать душистым
нектаром он спешит.

НА СОДЕРЖАНИЕ

СОСТАВ СЛОВА
СЛОВО В СЛОВАХ

Жило-было слово ход,
в слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало,
а в походе вдаль шагало.
(В. Измайлов)

ВСЮДУ СНЕГ

Двор весь заснеженный ярко блестит,
снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
ставим спектакль мы весёлый Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
но вот подснежники видим во сне.

ЧИСТЫЕ ВОДЫ

Чистая в речке Симке ВОДа.
Тихая заВОДь рыбы полна.
Царство подВОДное мирно живёт.
Там ВОДяной рыбкам песни поёт.
Жалко мне с чистой ВОДичкой прощаться,
к ВОДопроводу домой возвращаться.

СТАЛ ЧИСТЮЛЕЙ

Что случилось вдруг со мной?
Подружился с ЧИСТотой.
Руки ЧИСТо мыть не лень,
зубы ЧИЩу каждый день.
НаЧИЩаю всем ботинки,
выЧИЩаю все соринки.
Брюки выЧИСТил вчера
и расЧИСТил снег с утра.
А сестрёнка моя Юля
дразнит уж меня: “ЧИСТюля!”
Почему ж таким я стал?
Про микробы прочитал!

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ

По ступенькам в погребок
мы с братишкою слЕзали.
Как коты, мы сливки все
с молока вдвоём слИзали.

ОХОТНИЧИЙ ИНСТИНКТ

Деревенский стАрожил
сад колхозный стОрожил.
А кругом луга, лЕса.
Видит дед: бежит лИса.
Он ружьё наизготовку
и убить решил плутовку.
(Я. Козловский)

ПОЧТИ РЕКЛАМА

После завтрака, обеда
нужно жвачку пожЕвать,
без зубной тогда мы боли
будем жить да пожИвать.

ВКУСНЫЙ БУКЕТ

Васильков букет огромный
я Бурёнке подАю.
Съест когда букет Бурёнка,
я Бурёнку подОю.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

БЫЧОК

Травку есть устал бычок,
и прилёг он на бОчок.
Нам мычит: «БАчок водицы
принесите мне напиться!»

У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД
(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

Кот пЯтнистый в пЯтнах весь,
кошка пОлОсатая — в пОлОску.
ПОлОсы её попробуй счесть!
Шкурка вся похожа на матроску.

У лИсички рыжий весь наряд,
лИсий хвост костюм весь укрАшает,
ведь себя укрАсить каждый рад,
а лИсица просто обожает.

ПобЕлел к зИме зАйчишка наш.
ЗАйчик бЕлый зИму очень любит.
Серый фрак закинул он в шалаш:
серый цвет зИмой его погубит.

НА СОДЕРЖАНИЕ: ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ПОПРОБУЙ ДОГОНИ!

По ускореННой програММе
обучается наш клаСС.
Как экспреСС, мы мчимся, мама, —
не догнать тебе уж нас.

НА ПРИРОДУ

ПаССажиры на пеРРоне
ожидают свой экспреСС.
В долгождаННую суББоту
все спешат умчаться в лес.

ВАЛЬС ОТЛИЧНИКА

Я контрольную писал,
получил высокий баЛЛ.
В настроении прекрасном
побегу сейчас на баЛ.
Буду в вальсе я кружиться
и «пятёркою» хвалиться!

ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА

Я сегодня всем наврал —
от стыда аЛею.
Вот пойду и спрячусь я
в тёмную аЛЛею.

ВОЗДУШНАЯ ПРИНЦЕССА

Нахожусь всегда в полёте
в белоснежном самолёте.
ПаССажирам помогаю,
преССу, кофе предлагаю.
Я воздушная принцеССа
и зовусь я … стюардеССа.

РАЗНЫЕ ВКУСЫ

Очень любят папы, мамы,
чтоб играли дети гаММы.
— Пожалей нас, наша мама,
мы не любим их ни граММа.

ИНТЕРЕСНЫЙ ДЕНЬ

Мы гурьбой бежим из клаССа,
впечатлений нынче маССа:
кроСС сегодня мы бежали,
в теННис мы потом играли,
изучали килограММ
и его частичку — граММ.
День рожденья был у АЛЛы —
съели мы конфет немало.
Ей нарциССы мы вручили
и подарков надарили.
Мы гурьбой бежим из клаССа,
впечатлений нынче маССа!

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

АПРЕЛЬ

Снег сошёл. Запахло прелЬю.
Прокатился в небе гром.
МуравЬи под старой елЬю
всей семЬёю строят дом.
(В. Степанов)

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ

ВЬюга хлещет так и сяк,
бЬёт в лицо крупой сыпучей,
оченЬ жёсткой и колючей,
несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)

ОГОРОДНИК
В тыкву огромную вырастет семя —
нужны только труд, терпенЬе и время.
Буду трудиться без устали я —
с тыквенной кашей будет семЬя.

МАЛЕНЬКАЯ ПОВАРИХА

Я в бурлящий кипяток
засыпаю рожки.
Их по вкусу я солю
и мешаю ложкой.
Воду я потом солЬю,
рожки соусом залЬю.

ПИСЬМО

Буратино взял перо,
чтоб писать письмо ПЬеро.
У стола ждёт Артемон —
самый быстрый почталЬон.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Тучи тёмные, болЬшие
отправляются в полёт.
За зонтом скорей бегите:
дождь из них сейчас полЬёт.

СПРАВЛЮСЬ САМА

Грядки наши овощные
я без устали полю.
Если дождик не придёт к нам,
их сама потом полЬю.

БОЛЬШАЯ БУКВА
в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях

ЗАКЛИНАНИЕ

Начал Петя наш икать —
нужно стих ему читать:
“Икота, икота,
перейди на Федота,
с Федота на Якова,
с Якова — на всякого.”

ВЫБОР КАНДИДАТОВ

Наша Натка на уроке
оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощёкий!
Петя ростом маловат!
Вот Алёша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй.»

ОДНОКЛАССНИКИ

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
четыре Васи, пять Марусь
и два Петровых в классе.
(по А. Барто)

ГОЛУБОЙ АВТОБУС

По улице Чайковского,
широкой и прямой,
шёл с площади Восстания
автобус голубой.
Стучали капли по стеклу,
шёл дождь неугомонный,
свернул автобус за угол
и покатил по Бронной.
(по О. Дризу)

СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

Ленива сытая хозяйка,
и такса Кнопочка — лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
и пёс Руслан его достоин!
Хозяин пса — кулак и скряга,
под стать ему Репей — дворняга.
(по С. Михалкову)

ЭВКАЛИПТ

В нем почти сто метров роста —
на него залезть не просто.
Из Австралии был он
к нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
осушение болота.
(Загадка)

КТО ТАКОЙ ?

Он и весел, и незлобен,
этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Роббин,
и приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
и на мёд — особый нюх.
Это плюшевый проказник
медвежонок … Винни-Пух.
(Загадка)

КРОТ — СТРОИТЕЛЬ

Поработал славно крот —
сделал он подземный ход.
Из Воронежа в Калугу
проложил дорогу к другу.
(А. Масленникова)

ВНУК
Вот вырос внучек наш — орёл!
Учиться в лётчики пошёл.
Но с дедом нас не забывает,
гостить в Орёл к нам прилетает.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Нынче Коля Пирожков
пригласил к себе дружков
в свой десятый день рожденья
пирожков поесть с вареньем.

ЛЮБИМАЯ СЕСТРЕНКА

В самых первых числах мая
родилась сестрёнка Майя,
Майка — лучший мой дружочек,
вышью майку ей в цветочек.

ВСЮДУ УСПЕВАЕТ
Вездесущий наш Кружков
ходит сразу в пять кружков:
бега, бокса, рисования,
бальных танцев и вязания.

«НЕ» С ГЛАГОЛАМИ

РЫБА
Плаваю под мостиком
и виляю хвостиком.
По земле не хожу.
Рот есть, да не говорю,
глаза есть — не мигаю,
крылья есть — не летаю. (Загадка)

КУВШИНКИ
Кувшинчики и блюдца
не тонут и не бьются. (Загадка)

ТЕНЬ

Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора —
сама уйду я со двора.
(Загадка)

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Не кусается, не лает,
посторонних не пускает.
Чтоб чужой зайти не мог,
люди вешают … замок.
(Загадка)

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

Папа утром сам вставал,
всё до капельки съедал,
не ронял, представьте, чашек,
никогда не рвал рубашек,
и не бегал босиком,
и не щёлкал языком,
и с дворняжкой не дружил —
очень скучно папа жил! (О. Бундур)

КАК ЖАЛКО!
Не достаёт до полки Света,
а там всегда лежат конфеты.
Недостаёт страничек в книжке —
давал я зря её братишке.

ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ
На крапиву не садись!
Если сядешь — не сердись! (С.Маршак)
http://zanimatika.narod.ru/Book4.htm

ТЕХНИКА РЕЧИ
https://psy.wikireading.ru/40537

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ:
Упражнение 1. Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы, беппе, бяппя, бёппё, бюппю.
Упражнение 2. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т. д.
Упражнение 3. Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т. д.
Упражнение 4. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т. д.
Упражнение 5. Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы

Если старшие начнут осваивать эти упражнения, то заниматься с детьми будет весело и интересно.

ЧЕТЫРЕ  СПОСОБА РАЗВИТЬ РЕЧЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ УВЕРЕННО

Манера говорить — это презентация нашей личности. Голос и речь очень важны, чтобы располагать к себе окружающих. А научиться ораторскому мастерству можно в любом возрасте и почти при любых исходных данных. Поехали!
4 способа развить речь и разговаривать уверенно
1. Освобождайте тело от зажимов
2. Учитесь правильно дышать
3. Делайте артикуляционную гимнастику
4. Устраивайте импровизационные игры
Памятка по публичным выступлениям на дистанционном обучении
Шаг 1. Подготовьте обстановку
Шаг 2. Структурируйте речь
Шаг 3. Репетируйте
Шаг 4. Будьте готовы к помехам
Что в итоге

Наши речевые навыки зависят от среды, в которой мы росли, и особенностей организма. Но любые привычки можно скорректировать.
Поставленная речь поможет ребёнку уверенно звучать на уроках, добиваться более высоких результатов и завоёвывать расположение учителей и одноклассников. Для взрослого ораторские навыки — это конкурентное преимущество и новый уровень дохода.
Техники ниже подойдут для любого возраста при условии, что у человека отсутствуют неустранимые логопедические дефекты. Бонус в конце — памятка по публичным выступлениям на дистанционном обучении.

1. ОСВОБОЖДАЙТЕ ТЕЛО ОТ ЗАЖИМОВ

Когда тело зажато, голос звучит несвободно и невнятно. Для хорошо поставленной речи в первую очередь важна правильная осанка: прямая спина, макушка тянется к небу, грудь раскрыта, мышцы пресса подтянуты.
Попробуйте сначала максимально сгорбиться, потупить взгляд и округлить плечи, а затем произнести что-то. Потом уверенно выпрямитесь, расправьте плечи, встаньте ровно и повторите фразу. Вы удивитесь, насколько по-иному зазвучит голос.
Существуют простые и эффективные упражнения для выпрямления осанки, которые будут полезны и взрослым и детям не только для улучшения речи, но и для здоровья в целом. Предложите ребёнку поиграть в игру: встаньте спиной к стене так, чтобы максимально касаться её поверхности пятками, икрами, ягодицами, лопатками, затылком. Это — правильное положение вашего тела. Задача игры — простоять так как можно дольше. Простая на первый взгляд игра на самом деле окажется довольно сложной, но полезной для осанки.
Другое упражнение, которое часто нравится детям, — положить себе на макушку книгу и ходить с ней по комнате. У кого она упадёт быстрее — тот проиграл. Чтобы книга держалась, нужно следить за прямой осанкой.

2. УЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ

Дыхание — это естественный процесс, которого никто не замечает. Но во время публичной речи на него нужно обращать особое внимание.
Если дышать как обычно, то задействуется не больше двух третей лёгких. Для выступления перед аудиторией это критически мало. Речь становится отрывистой, оратору не хватает воздуха, и он сбивается.
Поэтому нужно освоить особое дыхание — речевое. Его особенность в том, что оратор дышит диафрагмой, правильно распределяет воздух и в течение выступления вдыхает незаметно. Это дыхание используют актёры и певцы. Если вы учите техникам правильной речи младшеклассника, подайте ему это как увлекательную игру «Дышать через животик».
Чтобы выполнить это правильно, нужно делать резкий, краткий и бесшумный вдох через нос и длинный выдох через рот, как через трубочку. Положите руку на диафрагму (эта мышца расположена чуть выше живота и ниже груди) и почувствуйте там вибрацию. Если поначалу не получается перестроиться, не переживайте: есть несколько лайфхаков, как быстрее освоить речевое дыхание.
Проводить аналогию с насосом или помпой. В книге «Говори как бог» Ксения Чернова, тренер по технике речи, сравнивает дыхание диафрагмой с помпой: нужно набрать большое количество воздуха, а потом под давлением вытолкнуть его ровной струёй.
Лечь и притвориться, что собрались спать. Когда мы лежим и засыпаем, мы естественным образом начинаем дышать через живот. Просто лягте на спину и проанализируйте ощущения: если вы успокоитесь, то дыхание станет размеренным и начнут работать мышцы пресса. Запомните эти ощущения и повторите в положении стоя.
Понять процесс работы мышц. Покажите ребёнку книгу по анатомии и рассмотрите иллюстрации того, как устроено наше дыхание. Как правило, детям интересно узнать, как работает наше тело и что происходит внутри организма. Так будет проще понять, что такое диафрагма и как через неё дышать.
Бесплатный доступ к занятиям в домашней школе на 7 дней
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

3. ДЕЛАЙТЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ (РЕГУЛЯРНО)!

Распространённая проблема: когда нужно что-то сказать в компании, на уроке, на переговорах в офисе, мы начинаем нервничать и заплетаться. Чтобы во время публичной речи во рту не было каши, не съедались окончания и всё звучало четко и выразительно, надо тренировать артикуляционный аппарат.
Для этого можно делать специальные упражнения на разминку речевых органов: активных и пассивных.
АКТИВНЫЕ ОРГАНЫ:
губы,
язык,
мягкое нёбо,
челюсть.
глотка (содержит мышечный каркас),
гортань (представлена хрящами, мышцами, истинными и ложными голосовыми складками, которые принимают активное участие в фонации).
Эти органы мы задействуем во время любого разговора и благодаря им формируем звуки.
ПАССИВНЫЕ ОРГАНЫ:
зубы,
твёрдое нёбо,
Эти органы влияют на нашу речь, и не задействуются во время разговора, а просто служат базой для активных органов. Тем не менее пассивные органы тоже важны для культуры и техники речи: например, из-за плохого прикуса человек может невнятно говорить или шепелявить.

РАЗВИТЬ РЕЧЕВЫЕ ОРГАНЫ ПОМОЖЕТ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ЗАРЯДКА.

Её особенно весело делать с ребёнком, потому что главная задача — корчить рожицы. В то же время такая гимнастика эффективна и используется любыми публичными людьми, певцами, актёрами и даже студентами факультета иностранных языков на уроках фонетики.
Вот несколько базовых упражнений для техники речи.
«Собака». Высовываем язык и быстро дышим.
«Пропеллер». Высовываем язык и делаем по 10 вращений в каждую сторону.

«ТИГР». Встаём прямо, делаем глубокий вдох, а на выдохе протяжно рычим.
«ГЛАСНЫЕ». 10 раз повторяем «и — э — а — о — у».
«ЦВЕТОЧЕК». Поднимаемся на цыпочки, делая вдох носом. Опускаемся обратно; выдыхая, произносим: «Ах!»
«ОСКАЛ». Приоткрываем рот и растягиваем губы так, чтобы зубы было видно. Получается немного пугающая улыбка. Держим, считая до 10, расслабляемся, повторяем 5 раз.
«СКОРОГОВОРКИ». Тараторим что угодно: например:
«в четверг четвёртого числа,
в четыре с четвертью часа
четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж
чрезвычайно чисто».
Важнее чётко произносить звуки, чем гнаться за скоростью.
«ЛОШАДЬ». Делаем «тпру» губами. Это упражнение можно делать последним, потому что оно расслабляет.

БОНУСНЫЙ СОВЕТ: чтобы «почистить» свою речь и избавиться от слов-паразитов («ну», «эээ», «короче», «типа»), регулярно записывайте себя на диктофон. Включайте запись и начинайте говорить на любую тему в течение 2–3 минут, потом переслушивайте. Уже через несколько недель регулярных тренировок вы заметите прогресс и начнёте говорить без слов-паразитов.

4. УСТРАИВАЙТЕ ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Чтобы научиться публично говорить, нужно публично говорить! Поэтому вы можете организовывать соответствующие мероприятия.
Проведите вечер ораторского мастерства по Zoom с друзьями из онлайн-школы или у себя дома, пригласив друзей и родственников. Вот задания, которые рекомендуют тренеры по технике речи.

РАССКАЗ ПРО ПОСЛОВИЦУ
Суть задания заключается в том, что выступающий выбирает известную пословицу и рассказывает о ней аудитории. Можно описывать смысл, можно спорить с высказыванием, главное — тренироваться рассуждать устно, на ходу и когда на тебя направлено всё внимание.
ПОЭЗИЯ.
Выступающий наизусть читает любое стихотворение с выражением, расстановкой и интонацией.
«КАК Я ПРОВЁЛ …»
Выступающий максимально подробно рассказывает о каком-то дне или периоде из жизни. Цель — чтобы рассказ не был перечислением скучных действий, а содержал как можно больше подробностей, мыслей, эмоций. Можно описывать в каком-то жанре: например, сгустить краски и превратить рассказ в триллер.
«ТЕСТ БЕЗ ПАУЗ».
Выступающий берёт любой текст и читает его без пауз между словами. Паузы разрешается делать только тогда, когда совсем закончился воздух. Важно продержаться как можно дольше, не набирая воздуха, но при этом соблюдать выразительность, интонацию и дикцию.
«ТЕКСТ С ПАУЗАМИ».
Противоположность предыдущего задания. Выступающий берёт любой текст, хоть инструкцию к стиральной машине, и начинает читать его на манер Маяковского — с сильными паузами между каждым словом. Это психологически нелегко: хочется ускориться, заполнить паузу «ммм» или «эээ». Но задача — выдерживать паузу, произносить следующее слово и снова умолкать.
ПАМЯТКА ПО ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Шаг 1. ПОДГОТОВЬТЕ ОБСТАНОВКУ
Подготовка играет важную роль. Заранее обеспечьте себе хороший звук, картинку и тишину дома. Если у вас есть животные, не забудьте закрыть дверь, а членов семьи предупредить, что вам нужно отсутствие шума.
Чтобы протестировать технический функционал, заранее созвонитесь с другом с помощью той же платформы, где обычно проходят занятия, и попросите его оценить, всё ли готово для выступления.
Лайфхак: чтобы вас было хорошо видно, поставьте источник света сразу за компьютером или ноутбуком.
Перед выступлением не забудьте поесть и поставить стакан воды в зоне доступности от компьютера. Если почувствуете, что во время выступления вам нужно взять паузу, можно извиниться и отпить воды. Этот перерыв в несколько секунд поможет и вам, и аудитории.
Шаг 2. СТРУКТУРИРУЙТЕ РЕЧЬ
Как правило, во время выступления охватывает волнение, и становится сложнее подбирать слова, даже если вы хорошо знаете тему.
Поэтому заранее пропишите основные пункты того, о чём собираетесь рассказывать.
Задавайте себе вопросы: «Что здесь самое важное? Что необходимо донести моим слушателям? О чём надо не забыть сказать?»
Убирайте из речи всё, что не несёт смысла. Важно сделать её информативной и динамичной — не ходить вокруг да около, а говорить чётко и по делу.
Шаг 3. РЕПЕТИРУЙТЕ
Не рассчитывайте, что удастся импровизировать. Чтобы выступление прошло гладко, лучше провести как можно больше репетиций — так, чтобы знать его назубок, даже если будет возможность подглядывать в текст или на экран. Можно рассказать речь родителям или друзьям и попросить их задать любые вопросы, чтобы сымитировать реальное выступление.
Шаг 4. БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ПОМЕХАМ
Онлайн-конференции — дело тонкое. В любую минуту что-то может пойти не так: сосед начнёт сверлить стену, домашние — ругаться, интернет отвалится, веб-камера выйдет из строя, презентация не подгрузится в Zoom. Настройте себя на то, что ничего из этого не может быть критическим.
Если обстоятельства будут сильно мешать рассказывать — всегда можно переподключиться, попросить одноклассника запустить демонстрацию экрана с вашей презентацией (заранее скиньте её в чат), попросить перенести ваше выступление на другой день или даже самостоятельно записать его на видео, а потом прислать одноклассникам. Выход есть всегда!

ЧТО В ИТОГЕ
Красивая, поставленная и уверенная речь — залог успеха в жизни. Люди, которые изящно и чётко формулируют свои мысли, располагают к себе и завоёвывают доверие окружающих. Над речью можно и нужно работать в любом возрасте.
Источник информации https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tehnika-rechi

 

 

Оставить комментарий